Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Какие у 3D кино есть или могут быть преимущества по сравнению с обычным кино? Что может дать 3D кино творцам, создающим сегодня кино?


Следует констатировать, что большая часть того, что сейчас называют 3D-кино - это фейковый кинопродукт, демонстрирующий зрителю маловыразительный эффект объёмности, а зачастую - технический брак стереоскопии. Стереокино - это общепринятый термин, который в XXI веке стараниями американцев, заменили на "3D-кино", но от этого этот вид кинематографа не стал чем-то действительно новым - тем, чего нет в обычном кино. После "явления" народу "АВАТАР 3D" в 2009 году, довольно скоро зритель (нужно признать, что справедливо и вполне ожидаемо) в очередной раз отвернулся от такого 3D-кино.

Тогда жёсткая критика со стороны профессионального киносообщества фильма "АВАТАР", ввиду слабого и беспомощного использования стереоскопии, её выразительных и изобразительных возможностей - была принята Джеймсом Кэмероном адекватно, он согласился, что сделал много ошибок и не раскрыл многие возможности стереоскопии в кино - те, которых у обычного кино нет. Джеймс Кэмерон буквально таки обещал к выходу АВАТАР-2 всё исправить и явить миру новое супер-зрелище в 3D-формате, да такого, что мир ещё не видел...

Кадр из 3D (стереоскопического) фильма И.Г. Даурова "Прогулки по Ростову-на-Дону", 2009 год. Эффект объёма виден, если смотреть это фото в анаглифных очках. Правый глаз - сине-зелёный фильтр, левый глаз - красный фильтр.



Однако спустя 13 лет с выходом АВАТАР-2, всё те же профессионалы киноиндустрии увидели, что к ошибкам первого фильма добавились новые, а стереоэффект так и не получил своё драматургическое и художественное оправдание. Зачем там нужна приставка 3D-кино? Для чего применял стереоскопию Джеймс Кэмерон? И снова так беспомощно? Да, этот фильм стал снова тотальным провалом кино с приставкой "3D". Но ужас ситуации в том, что оба АВАТАРЫ - это не фейковая конвертация уже существующей картинки 2D из плоского изображения в 3D, это есть полноценная (два ракурса LR) стереосъёмка (в данном случае 3D-stereo генерация), пусть и при помощи виртуальной стереокамеры, но это полноценные 2 ракурса стереоскопического изображения! В этой ситуации Кэмерон мог сделать практически всё, что пожелал бы, так как виртуальная стереокамера даёт свободный "полёт" режиссёрской и операторской фантазии и не сковывает известными и массовыми ограничениями, присущими при использовании (американской) технологии двухкамерного способа съёмки 3D-кино реального мира. Но "чуда" не произошло. Проблема оказалась в голове, тех, кто создавал 3D-мир обоих АВАТАРОВ, а не в технологии, ибо она была виртуальной и позволяла создать потрясающий по трёхмерности, пространственности и реализму мир действительно ярких экранных образов и мир новых эмоций. Увы, не вышло. Почему?

Давайте переформулируем вопрос и поставим его так: А есть ли в мире те, кто всё же умеет или знает - как на самом деле можно использовать возможности 3D-кино в современной кинодраматургии, в современном киноязыке? Оказывается, ещё пока есть. Эти специалисты были в СССР, они создали технологии съёмки и проекции объёмного кино, которые по признанию самих же американцев - являлись лучшими в мире (премия "ОСКАР" за технологии объёмного кино и голографии институту НИКФИ (г. Москва) в 1991 году)! Есть в России эти специалисты и сегодня (пока ещё есть). Но нужны ли они российскому кино? Нет! А почему? 

Сегодня, в 2023 году, уникальный кино-фото институт, который создавал абсолютно все технологии советского кино и сделал киноиндустрию СССР великой независимой кинодержавой (а их было всего две на Планете - СССР и США), тот самый НИКФИ (создан в 1929 году) - он просто практически де факто уничтожен сегодня государством - там запустение, пустые коридоры и всё очевидно готовится на продажу. Напомню, что это специалисты НИКФИ впервые в мире создали в 1941 году безочковое 3D-кино, а в Москве в этом же 1941 году открылся первый в мире 3D-кинотеатр, в котором эффект объёма зрители могли видеть без всяких очков! Это в НИКФИ придумали новые виды кинозрелища "Панорамное кино", "Безочковое стереоскопическое кино", "Вариоскопическое кино", в 1976 году изобрели и продемонстрировали впервые в мире голографическое кино, а в 1984 году цветное голографическое кино! Да всех достижений советских инженеров и специалистов в сфере кинотехнологий здесь не перечесть! Но сегодня, здесь и сейчас при известной в стране и в мире гео-политической ситуации, в 2023 году почему-то Министерство культуры РФ, студия Горького, которой "слили" в подчинение огромный Научный институт (ЗАЧЕМ?), просто тупо "сводят в ноль" единственный в Российской киноотрасли институт НИКФИ. Разве сегодня России не нужна независимая киноиндустрия, России не нужны свои собственные технологии кино? Да нужны ведь, причём остро! Но государство в лице чиновников Минкульта последовательно разрушает остатки нашей кино-науки, это что? Это КАК?


Кадр из стереоскопического фильма И. Даурова "Прогулки по Ростову-на-Дону"



Давайте посмотрим на эти проблемы с другой стороны, с внутренней. Я, автор этой статьи - профессиональный кинематографист, член Союза кинематографистов России, с 2008 года активно - в теории, а главное в практике развиваю отечественные технологии объёмного кино, показываю конкретные и отмеченные на престижных Международных кинофестивалях 3D-кино в России, США, Европе, результаты - результаты того, что российские технологии объёмного кино (других я не использую) на практике доказывают свою супер-зрелищность и эффективность. Ну казалось бы, попробуйте, ну хоть раз попробуйте, уважаемые и дорогие мои коллеги - продюсеры, режиссёры российских "Чебурашек" и "Последних Богатырей" - производители нашей отечественной кинопродукции "первого экрана", я обращаюсь к Вам, уважаемый Сергей Сельянов, Константин Эрнст, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Дьяченко - ну хоть раз попробуйте применить опыт, знания российских специалистов стереокино! Найдите уже нас, поговорите с нами - вашими коллегами, в том числе и по Союзу Кинематографистов России, в котором мы все состоим, посмотрите своими глазами нашу продукцию в стереоскопическом формате, созданную по отечественным технологиям стереокино, только посмотрите всё это на большом экране, запросите у нас 3D DCP копии наших работ... Ведь лучше один раз увидеть, не так ли? К Вам лично, уважаемые мои коллеги нам - не пробиться. Мне с Кэмероном легче поговорить, чем выйти хоть на какой-то контакт со своими же российскими коллегами. Вы закрыты, уважаемые коллеги, как сотрудники высшего командования министерства обороны... А ведь если получится (в чём я уверен на 100%) в итоге дать зрителю действительно иной кинопродукт, с ярко выраженными новыми супер-качественными преимуществами, то вы же от этого и выиграете! Но нет, ничего не происходит. И снова нужно задать вопрос: А почему так?

Кадр из 3D (стереоскопического) фильма И.Г. Даурова "Лондон 3D - из России с Любовью", 2013 год. Эффект объёма виден, если смотреть это фото в анаглифных очках. Правый глаз - сине-зелёный фильтр, левый глаз - красный фильтр.



Часто спрашивают, мол а зачем искусству кино нужно 3D? Ну, это всё равно, что сказать - а зачем искусству кино нужен звук и цвет? Ведь любой режиссёр, который хорошо учился в киновузе, знает - кино есть искусство движущегося изображения в виде художественных экранных образов и монтажа. Кино, чтобы быть полноценным искусством, не нужны слова, звук и цвет! Значит дело не в этом а в чём?

Давайте порассуждаем, что же может дать при грамотном применении 3D-кино, стереокино искусству кино как таковому? Итак, мы утверждаем, что 3D кино имеет ряд преимуществ перед обычным. Оно создаёт более глубокое восприятие мира, позволяет зрителю буквально почувствовать глубину пространства, поскольку на экране присутствует физиологически ощущаемая иллюзия объемности! Технология, которую грамотно могло бы использовать стереокино, существенно усиливает общее впечатление зрителей, которые видят изображение в трёх измерениях, что повышает эмоциональное воздействие кинопроизведения на зрителя и вдобавок значительно улучшает техническое качество экранного продукта. Ведь каждый глаз получает независимую информацию в 2K или в 4K, что в сумме в два раза превышает разрешение обычного кино. Такая детализация экранного мира в стереокино вызывает большее доверие зрителя к тому, что происходит на экране. И в конечном счёте - большую силу погружения в предлагаемые зрителю обстоятельства и эмоции.

Кадр из стереоскопического фильма И. Даурова "Прогулки по Ростову-на-Дону"



Но одним из ключевых преимуществ 3D-кино является возможность создавать новые - более выразительные и изобразительные средства для реализации творческой задумки, которых в силу технологии нет и никогда не появится у обычного 2D кино. Точно так, как у художественного языка периода немого кино нет тех средств, которые появились с приходом звука в кино. Тогда поменялся кардинально сам язык кино. Точно так режиссёр, художник - в широком смысле этого понятия, может лучше, по-другому передать свои идеи через технологии стереокино, создавая ощущения, которые глубже и точнее передают эмоции героев картины, и приближают эти эмоции к зрителю, делая их ярче, выразительнее и понятнее зрителю.

Благодаря возможности показывать глубину и объёмность ситуаций, создатели 3D-кино могут улучшить свою технику строительства кадра. Основа работы режиссёра в кино – это выстраивание точной, выразительной мизансцены, которая работает на достижение той или иной эмоции у зрителя. Взгляд на мизансцену с двух пространственных точек зрения - это совсем не то, что делает режиссёр в обычном 2D кино, рассчитывая, что зритель как бы самостоятельно достроит в своём сознании представление о позиционировании актёров в мизансцене. И что зритель сам догадается каков характер взаимодействия персонажей и их эмоций внутри того или иного мизанкадра. Но это лотерея с неизвестным творческим результатом, а вдруг зритель не поймёт эти задумки режиссёра, ориентируясь по плоской картинке на экране?

В этом смысле стереокино открывает художнику новые средства и новые возможности, которых нет у обычного кино. Ведь, к примеру, режиссёр получает не только пространство кадра, ограниченное рамками экрана, но и пространство значительно шире - за пределами этих рамок как в глубину, вправо - влево, вверх-вниз, так и в само пространство зрительного зала, которое читается зрителем физиологически буквально как то, что вне пределов "окна" обычного 2D изображения, за рамами которого есть не только видимое, но и предполагаемое пространство мизансцены и взаимодействия персонажей с этим пространством. Так разве может настоящий художник отказаться от чего-то нового и потенциально более яркого и выразительного, чем то, чем он пользовался ранее? Нет, иначе он перестаёт быть художником!

Кадр из стереоскопического фильма И. Даурова "Визуальные эффекты в стереокино"



Но российские "художники большого кинематографа" - режиссёры и продюсеры "первого эшелона" откровенно брезгуют снимать 3D-кино, а если и делают это, то под строгим присмотром и технологическим патронажем американцев, игнорируя свои выдающиеся и подтверждённые практикой супер-разработки в сфере 3D-кино, игнорируют российских специалистов и их реальные достижения. И снова вопрос: Почему так?

Технология 3D-кино (стереокино) может быть особенно полезна при создании фильмов определённых жанров и мультфильмов, поскольку она дает возможность создавать высококачественные трёхмерные изображения, которые поражают воображение зрителя. Это означает, что режиссёры могут создавать более сложные и убедительные экранные образы, которые ранее были недоступны. Более того, технология 3D кино может помочь реализовать идеи, которые нельзя было реализовать при создании обычного фильма. Однако всё это используется сегодня либо крайне убого и "криво", либо вообще никак. Но это можно исправить. Пригласите российских специалистов стереокино, результат не заставит себя ждать, этот опыт у нас был и он был очень успешен как в коммерческом, так и в плане позитивного отклика у зрителя.

Существуют определенные направления кино, в которых 3D технологии показывают себя лучше всего. Среди них научная фантастика, фильмы о Космосе, приключения, фэнтези, кинокомедии, цирковые и трюковые жанры, триллеры, научно-популярные кинофильмы, учебные, видовые... Такие жанры требуют обширного использования визуальных эффектов, но с другой стороны - и безупречной реализации стереоэффектов, а 3D кино позволяет более эффективно воплощать задуманные идеи режиссера в жизнь, но только при умелом и грамотном его применении. Российские опыт, огромная и результативная отечественная научно-практическая школа объёмного кино в этом могут и должны помочь. Но увы, это всё нашими российскими кинопроизводителями не востребовано. Почему?



Более того, 3D кино не ограничивается только произведениями искусства, которые были бы намеренно созданы с использованием технологий 3D-кино. Некоторые изображения, сложные образы просто не могут быть оценены в полной мере в двух измерениях, а средства стереоскопии в кино, грамотно реализованная 3D-технология - позволяют зрителям оценить каждый проходящий кадр, каждую экспрессию героев картины, каждый переживаемый ими момент.

В связи с этим, грамотно применённые грамотными специалистами (которые в России есть, но они не востребованы) стереоскопические технологии в кино могут и должны стать полезным инструментом для привлечения массового зрителя в кинозалы, которые - это не секрет, но на сегодняшний день теряют свою посещаемость в пользу домашнего кинематографа. Поэтому киноделам и режиссёрам стоит изучать возможности использования отечественных (российских) технологий стереоскопии в кино при создании своих произведений, следует привлекать отечественных специалистов в сфере стереокино к созданию массовой экранной кинопродукции.

© Игорь Дауров, 2023 год www.daurov-stereo.ru