Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Статьи о 3D


Следует констатировать, что большая часть того, что сейчас называют 3D-кино - это фейковый кинопродукт, демонстрирующий зрителю маловыразительный эффект объёмности, а зачастую - технический брак стереоскопии. Стереокино - это общепринятый термин, который в XXI веке стараниями американцев, заменили на "3D-кино", но от этого этот вид кинематографа не стал чем-то действительно новым - тем, чего нет в обычном кино. После "явления" народу "АВАТАР 3D" в 2009 году, довольно скоро зритель (нужно признать, что справедливо и вполне ожидаемо) в очередной раз отвернулся от такого 3D-кино.

Тогда жёсткая критика со стороны профессионального киносообщества фильма "АВАТАР", ввиду слабого и беспомощного использования стереоскопии, её выразительных и изобразительных возможностей - была принята Джеймсом Кэмероном адекватно, он согласился, что сделал много ошибок и не раскрыл многие возможности стереоскопии в кино - те, которых у обычного кино нет. Джеймс Кэмерон буквально таки обещал к выходу АВАТАР-2 всё исправить и явить миру новое супер-зрелище в 3D-формате, да такого, что мир ещё не видел...

Кадр из 3D (стереоскопического) фильма И.Г. Даурова "Прогулки по Ростову-на-Дону", 2009 год. Эффект объёма виден, если смотреть это фото в анаглифных очках. Правый глаз - сине-зелёный фильтр, левый глаз - красный фильтр.



Однако спустя 13 лет с выходом АВАТАР-2, всё те же профессионалы киноиндустрии увидели, что к ошибкам первого фильма добавились новые, а стереоэффект так и не получил своё драматургическое и художественное оправдание. Зачем там нужна приставка 3D-кино? Для чего применял стереоскопию Джеймс Кэмерон? И снова так беспомощно? Да, этот фильм стал снова тотальным провалом кино с приставкой "3D". Но ужас ситуации в том, что оба АВАТАРЫ - это не фейковая конвертация уже существующей картинки 2D из плоского изображения в 3D, это есть полноценная (два ракурса LR) стереосъёмка (в данном случае 3D-stereo генерация), пусть и при помощи виртуальной стереокамеры, но это полноценные 2 ракурса стереоскопического изображения! В этой ситуации Кэмерон мог сделать практически всё, что пожелал бы, так как виртуальная стереокамера даёт свободный "полёт" режиссёрской и операторской фантазии и не сковывает известными и массовыми ограничениями, присущими при использовании (американской) технологии двухкамерного способа съёмки 3D-кино реального мира. Но "чуда" не произошло. Проблема оказалась в голове, тех, кто создавал 3D-мир обоих АВАТАРОВ, а не в технологии, ибо она была виртуальной и позволяла создать потрясающий по трёхмерности, пространственности и реализму мир действительно ярких экранных образов и мир новых эмоций. Увы, не вышло. Почему?

Давайте переформулируем вопрос и поставим его так: А есть ли в мире те, кто всё же умеет или знает - как на самом деле можно использовать возможности 3D-кино в современной кинодраматургии, в современном киноязыке? Оказывается, ещё пока есть. Эти специалисты были в СССР, они создали технологии съёмки и проекции объёмного кино, которые по признанию самих же американцев - являлись лучшими в мире (премия "ОСКАР" за технологии объёмного кино и голографии институту НИКФИ (г. Москва) в 1991 году)! Есть в России эти специалисты и сегодня (пока ещё есть). Но нужны ли они российскому кино? Нет! А почему? 

Сегодня, в 2023 году, уникальный кино-фото институт, который создавал абсолютно все технологии советского кино и сделал киноиндустрию СССР великой независимой кинодержавой (а их было всего две на Планете - СССР и США), тот самый НИКФИ (создан в 1929 году) - он просто практически де факто уничтожен сегодня государством - там запустение, пустые коридоры и всё очевидно готовится на продажу. Напомню, что это специалисты НИКФИ впервые в мире создали в 1941 году безочковое 3D-кино, а в Москве в этом же 1941 году открылся первый в мире 3D-кинотеатр, в котором эффект объёма зрители могли видеть без всяких очков! Это в НИКФИ придумали новые виды кинозрелища "Панорамное кино", "Безочковое стереоскопическое кино", "Вариоскопическое кино", в 1976 году изобрели и продемонстрировали впервые в мире голографическое кино, а в 1984 году цветное голографическое кино! Да всех достижений советских инженеров и специалистов в сфере кинотехнологий здесь не перечесть! Но сегодня, здесь и сейчас при известной в стране и в мире гео-политической ситуации, в 2023 году почему-то Министерство культуры РФ, студия Горького, которой "слили" в подчинение огромный Научный институт (ЗАЧЕМ?), просто тупо "сводят в ноль" единственный в Российской киноотрасли институт НИКФИ. Разве сегодня России не нужна независимая киноиндустрия, России не нужны свои собственные технологии кино? Да нужны ведь, причём остро! Но государство в лице чиновников Минкульта последовательно разрушает остатки нашей кино-науки, это что? Это КАК?




Специалисты и в России и в мире, круг которых с каждым десятилетием, увы стремится к "нулю" - те из них, кто хорошо осведомлён относительно "проблем" стереоскопии в кинематографе, знают: у 3D-кино как способа создать у зрителя реально ощутимую трёхмерность изображения, есть серьёзный экологический недостаток - нарушение естественного, природного соотношения между важными зрительными признаками, данными нам природой: диспаратность, вергенция, аккомодация. Если говорить проще, то между тем что на самом деле видит наш мозг на экране (а видим мы мозгом, так как  глаза - это участок мозга, вынесенный на периферию) и попыткой это тем же зрительным аппаратом "найти" за плоскостью экрана или в пространстве зрительного зала при просмотре зрителем 3D-кино - есть непреодолимое несоответствие c данной нам объективной реальностью. Так как ни за плоскостью экрана - в его ощущаемой нами в 3D-кино глубине, ни перед ним - в пространстве зрительного зала, там ведь на самом деле нет никаких предметов и объектов, которые как нам кажется там есть (в грамотно снятом 3D-кино). 3D-кино - это обман, иллюзия, в отличие, скажем от подлинной (не фейковой) голограммы и голографического кино, которое было изобретено в СССР в 1976 году и больше нигде и никогда в мире подлинного движущегося голографического изображения на экране никто не демонстрировал.

А всё что сегодня выдаётся за "голограмму" - фейк и откровенный обман зрителя - просто жульничество, когда "ожившие" при помощи якобы голографии известные артисты, пляшут на сцене после смерти. На самом деле это никакие не голограммы, это средневековый аттракцион с абсолютно плоским изображением в чёрной комнате, но в исполнении банальной обычной современной цифровой проекции, вместо известного со средневековья "волшебного фонаря". А вот истинная голография в кино могла бы нас избавить от вышеупомянутых экологических проблем 3D-кино. Но даже в СССР не успели (помешали горбачёвские "реформы") довести изобретение голографического кино до массового зрителя, хотя проект такой уже был готов на 100% к внедрению в коммерческий широкий кинематограф. Ну хорошо, с голографией сложно, дорого, пока не получается. А можно ли как-то если не полностью устранить вышеупомянутые недостатки 3D-кино, то хотя бы их сгладить, свести к минимуму, сделать этот вид кино по настоящему любимым зрителем? ДА, МОЖНО! Читать далее...




Моё знакомство с объёмным стереоскопическим кинематографом произошло в 1979 году, мне было 11 лет и я в Ростове-на-Дону в стерео-кинотеатре «Прибой» (он располагался на набережной), тогда впервые увидел советский стереофильм (3D-фильм) "Парад аттракционов", режиссёр А. Андриевский, оператор Д. Суренский. Это было советское стереокино, или как называют его теперь «3D-кино», этот фильм, как и многие другие советские стереофильмы, был создан по отечественным технологиям объёмного кино, опередившими своё время. Нигде в мире не было и нет по сей день такого кинозрелища, по истине нового вида кино, нового свойства и новых эмоций, которые зритель никогда ранее в кино не испытывал. Технология эта называлась «Стерео-70» и была изобретена в СССР, в институте НИКФИ (г. Москва) в 1963 году учёными А. Болтянским и Н. Овсянниковой.


К сожалению, новое поколение зрителей XXI века не знакомо с тем периодом истории отечественного кино, когда в нашей стране, в СССР создавали именно стереофильмы, строили специализированные стереокинотеатры, потому что обычные залы малопригодны для 3D-кино, особенно современные – с крутым подъёмом амфитеатра зрительских рядов. Но в СССР были свои собственные, на все 100% российские технологии объёмного кино. В то время как американцы, Европа, Япония, продолжали снимать 3D-кино при помощи двух камер, помещённых в сложные и громоздкие зеркальные риги, оставаясь в технологическом плане по-сути на уровне технологий объёмного кино 30-х годов прошлого столетия.

Нужно вспомнить, что когда у нас начались известные процессы 1990-х годов, мы ошалело и оголтело стали в каком-то безумии топтать всё отечественное, не замечать своих явных преимуществ и признанных достижений советского периода, мы тотально бросились на всё западное, привозное, какого бы оно не было сорта и качества… Увы, так было. Надо сказать, что синдром этот в российском кинематографе не преодолён по сей день, наши отечественные кинопроизводители «молятся» на де-факто худшие, несовершенные "западные" технологии стереокино, на основе  двухкамерных зеркальных стерео-ригов (3D Mirror Rig), а на дворе 2021 год. В итоге сегодня зритель отвернулся от такого 3D-кино.

А в СССР ещё в 1963 году была создана первая в мире профессиональная 3D-кинокамера, построенная по принципу: одна камера, одна киноплёнка, один стерео-объектив (линейка стереооптики и базисных насадок к ним). Именно советская технология съёмки объёмного кино (3D-кино) позволила впервые в истории мирового кинематографа сделать качественный прорыв в этом виде кинематографа. Но запад и сегодня по необъяснимым причинам не хочет отказаться от своих не совершенных, губящих изобразительные возможности 3D-кино, технологий "каменного века в стереоскопии", продолжая снимать 3D-кино по самым наихудшим для него технологическим решениям, что безусловно снова и снова дискредитирует это самое 3D-кино в глазах массового зрителя.Читать далее...




Глоссарий.
Стереоскопия в кинематографе, стереоскопическое кино, стереокино, 3D-stereo films, stereoscopic cinematography, 3D-кино - тождественные понятия - это вид кинематографа, отличающийся реально ощущаемой трёхмерностью киноизображения. Стереокино использует невостребованное другими видами кинематографа свойство зрительного аппарата человека - естественно-природное стереоскопическое зрение.

Кадр из советского художественного стереоскопического (3D) фильма "Алеко", Ленфильм, 1953 год
(эффект объёма можно увидеть в анаглифных очках)



Ремарка. 
Многие, кто никогда не видел советские стереоскопические (3D) кинофильмы, считают, что непременный атрибут 3D-кино - это дешёвые красно-синие очки, но это не так! Красно-синие очки применялись ещё до эры кинематографа, для рассматривания стереоскопических фотографий (кстати, Лев Толстой увлекался 3D-фотографией), также красно-синие очки применялись на самых первых, начальных этапах эры кинематографа. И 1895 году и позднее братья Люмьер в первых своих опытах по 3D-кино применяли красно-синие очки, но делали они это применительно к чёрно-белому 3D-кино! Способ анаглифной сепарации (красно-синие фильтры в очках), давно морально и физически устарел! И он существенно вредит восприятию цветной стереоскопии, этот метод просто противопоказан для просмотра цветных 3D-фильмов. Однако для оперативности контроля, для "обывателя", у которого отсутствуют современные 3D-TV, мониторы с поддержкой 3D или бытовые проекторы с поддержкой 3D, по-прежнему предлагаются красно-синие очки, что часто даёт ложное представление о стереоскопии как таковой. 

Т.о. нужно помнить, что анаглиф - устаревший способ визуализации 3D картинки, он не даёт полного представления о том, что такое стереоскопия в фото и кино. Но, повторюсь - чтобы хоть как-то понять, о чём идёт речь, обывателю, предлагают доступный способ визуализации 3D картинки, в ознакомительных целях. И уж конечно, смотреть 3D кино в таких очках категорически не рекомендовано! Сегодня есть для этого современные поляризационные методы сепарации и электронно-затворные.Читать далее...




Разработанная российским ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Министерства Здравоохранения России первая в мире вакцина против новой коронавирусной инфекции COVID-19, явилась бесспорным доказательством сразу нескольких ранее не очевидных вещей. В России оказывается, вопреки всему, сохранилась и может успешно конкурировать, отвечать современным вызовам, мощная научно-практическая школа в сфере медицины, здравоохранения как такового. Частная инициатива, несистемные подходы, базирующиеся на платформе целесообразности и главного критерия - получения прибыли, потерпели фиаско. Это наглядно показывает данная ситуация с коронавирусной инфекцией и неспособности эффективного противодействия ей в большинстве развитых экономик мира.

А есть ли в России ещё какие-либо направления, передовые и перспективные научно-практические школы, остающиеся по тем или иным причинам в тени, которые могут дать стране, да и миру аналогичный прорыв, сопоставимый результат, подобно российской вакцине? Есть ли ещё в России какие-то иные наукоёмкие современные технологии, которые могут создать прорыв в той или иной сфере, открыть миру что-то новое? Уверен, что есть. Им просто нужно дать ход, их нужно поддержать, как это было сделано государством с вакциной. И государство, а не частник должно всячески этому помогать и способствовать. О чём я?Читать далее...



Игорь Дауров, 2017-2020 год.

В 2017 году YouTube снова изменил правила загрузки на свой канал 3D видео, чтобы в итоге внизу плеера появилась кнопка 3D со всеми дополнительными функциями. Справка YouTube говорит нам о том, 
что теперь 3D видео должно содержать метаданные. Кроме того, теперь загружать на YouTube можно только 3D-видео в формате горизонтальной параллельной стереопары и никак иначе! Ок, хозяин - барин.

 



Справка YouTube.
Для того, чтобы видео автоматически распознавалось каналом как стереоскопическое (3D), т.е. содержащее два ракурса LR, в виде анаморфированной горизонтальной стереопары side by side (half) - это принятый в мире Международный стандарт 3D-видео для телевидения Интернет и пользователей, сервис YouTube, для создания или рендеринга 3D-видео (stereoscopic video), предлагает воспользоваться нам программой Sony Vegas Pro 12 и версии выше. Это продукт компании Sony Creative Software, т.е. корпорации Sony, которая и является разработчиком цифрового видеоформата 3D BluRay, кодека MVC, в котором пакетируется 3D видео. Следовательно, вполне логично, без всяких "пререканий" создать нашу горизонтальную стереопару в редакторе Sony Vegas Pro, дабы плеер канала YouTube предоставил все функции управления нашим 3D контентом. КАК ПРАВИЛЬНО СМОТРЕТЬ 3D ФИЛЬМЫ?Читать далее...



Друзья, добро пожаловать на мой сайт!

Меня зовут Игорь Дауров, я профессиональный кинематографист, члена Союза Кинематографистов России, кинооператор и режиссёр-стереограф,  ВК  FB

Всех, кто желает снимать кино, но не знает - как и с чего правильнее начать, чтобы потом успешно и результативно пойти по этому сложному, но красивому и творческому пути, приглашаю на обучение профессиональным основам главных творческих профессий кино. Обещаю, что с моих курсов вы уйдёте другим, обновлённым человеком, открытым к бесконечным идеям и фантастическим горизонтам кино-творчества!

Индивидуальное обучение основам операторского мастерства, основам компьютерного монтажа и режиссуры монтажа, основам режиссуры кино, видеографии от Победителя Международных кинофестивалей документального кино в США, Европе и России. Специальный Диплом жюри фестиваля АРТ-КИНО "За вклад в развитие стереоскопического кино в России".

БОНУС!!! Все, записавшиеся на любой из курсов получают БЕСПЛАТНО от автора - И.Г. Даурова в подарок книгу: единственный в России эксклюзивный учебно-практический курс-книга:

Материалы, вошедшие в данную книгу И.Г. Даурова, рекомендованы для изучения обучающимся по специальности "кинооператорство", "кинорежиссёр" во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), г. Москва, в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения", в других кино-вузах России.

Научно-практические статьи И.Г. Даурова в сфере кинематографа, публикуются в центральных профессиональных журналах о кино и телевидении: МИР ТЕХНИКИ КИНО, ТЕХНИКА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КИНО. И.Г. Дауров является автором публикаций и участником международной научно-технической конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях», сборники докладов. Организаторы (г. Москва): ВГИК, Министерство культуры РФ, Союз Кинематографистов РФ.

ВОЗМОЖНА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКТИРОВКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ - в зависимости от уровня подготовки, задач и интересующих направлений (профессий) кино, видеографии, телевидения.

ЗАПИСЬ НА КУРСЫ, ВОПРОСЫ - ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ или по ТЕЛЕФОНУ: daurov@mail.ru  +7(918) 586-46-57





 Игорь Дауров, 2016-2020г.

  Кинорежиссёр Энг Ли:
«2D кино (обычное плоское кино) — это прекрасно, это устоявшееся искусство, но мы не должны всё сравнивать с ним, так как 2D при 24 к/с и 3D при 120  к/с — это совершенно разные формы кинематографа».











Глоссарий.
Стереоскопия в кинематографе, стереоскопическое кино, стереокино, 3D-stereo films, stereoscopic cinematography, 3D-кино - тождественные понятия - это вид кинематографа, отличающийся реально ощущаемой трёхмерностью киноизображения. Стереокино использует невостребованное другими видами кинематографа свойство зрительного аппарата человека - естественно-природное стереоскопическое зрение.

Вместо предисловия.
Сами по себе, как таковые, главные выразительные средства кино: движущееся изображение и монтаж - не могут автоматически являть нам то, что мы называем "искусство кинематографа", хотя кино - это и есть движущееся изображение и монтаж! Точно так - само по себе наличие стереоскопии (объёмного изображения) в кино - не есть залог автоматического успеха картины и автоматического позитивного отклика зрителя на 3D-эффект. Со стереоскопией в кинематографе необходимо уметь работать и этому нужно учиться!

Книга: "3D-кино от съёмки до экрана. Практическое руководство", © И.Г. Дауров

В 1895 году появился Кинематограф. Он сразу стал новым видом искусства? Нет, не стал. Долгое время высший свет, творческая «богема» того периода, критики, люди искусства не без презрения называли зародившийся Синематограф не иначе как «балаган для нищих», «царство теней» и т.д., т.е. ничего не видели в нём, кроме дешёвого аттракциона для публики с сомнительными вкусами…Читать далее...



 В.Г. Комар
 
Когда мы увидим голографическое кино?
Голографическое кино изобрели в России.


© автор статьи: И.Г. Дауров
Памяти выдающегося русского учёного - создателя системы голографического кино В.Г. Комара (1913 – 2014).

Представьте себе: вы включаете свою домашнюю настенную телевизионную панель, и  пространство вашей комнаты заполняет объёмное изображение – точно такое, как вы видите в окружающем реальном мире и это трёхмерное изображение видно без всяких очков и приспособлений – легко и свободно. При этом вы можете рассмотреть интересующий вас объект с разных сторон, даже увидеть то, что скрыто за рассматриваемыми вами предметами, или подойти вплотную к персонажу и он от этого не станет менее реальным, напротив – чувство реальности захлестнёт ваши эмоции… Как говорится – «Звёздные войны» с их голо-проекцией по «межгалактической голографической связи» отдыхают! Фантастика? – скажете вы. И ошибётесь, ибо уже сегодня всё это возможно и теоретически и практически. Но как?

 


Вначале нам нужно хорошо разобраться: так что же такое «голография» и «голографическое кино или телевидение»? Дословно термин, «голография» пришедший к нам из Древней Греции, означает «полная запись». В современной науке голография – это набор технических и технологических принципов, устройств, благодаря которым мы получили возможность создать  точную волновую световую копию любого известного нам объекта природы. Т.е. методами голографии мы как бы «фиксируем свет в пространстве и времени» и сохраняем т.о. изображение любого объекта, от которого может отразиться свет – в виде его точной волновой световой копии. Эта копия ничем не отличается от оптических свойств самого объекта, т.е. воспринимается не только нашим зрением как реальный объект, а даже физическими приборами регистрируется как реальный оптический объект.

Дело в том, что, к примеру, всем доступная фотография – это совсем не «полная запись» того, что мы хотим запечатлеть. Обычная фотография, вне зависимости от способа её получения, может зафиксировать и сохранить для нас лишь очень малую часть информации, поступающей в объектив камеры от объекта съёмки. Фотокамера или кинокамера записывают на плёнку или цифровой регистратор лишь амплитуду световой волны, потеряв при этом практически всё, чем обладал снимаемый объект в реальной жизни – объём, пространственность, телесность, эффект оглядывания итогового предмета на снимке с разных сторон… А голография способна зафиксировать не только амплитуду световой волны, но и её фазу. Именно это потом нам и позволяет  увидеть на голографическом снимке предмет таким, каким он и является в реальности – истинно объёмным и на 100% реалистичным.Читать далее...



Я не футуролог, но что мне мешает поразмышлять о будущем? Человека всегда интересовали три основные вопроса - откуда взялся этот мир, кто, собственно, я сам и что будет после. Природа наделила человека тремя основными инстинктами, которые запрограммировали нас на поиск ответов: инстинкт самосохранения, пищевой инстинкт, инстинкт размножения. Если человеку что-то угрожает, ему не до еды и не до секса. Если человеку ничто не угрожает, он будет думать о пище, если нам ничто не угрожает и мы не голодны, включается желание размножиться. Это доказанные учёными и никем не оспариваемые факты. Следовательно, человек хотел бы всегда быть в полной безопасности, не зависеть от внешнего мира в плане пищи, а также вечно жить... Достигнет ли он хоть чего-то через 100 лет?



Что имел человек 100 лет назад, о чём мечтал в плане развития, что предполагал? Электричество и электродвигатель были, радио было, кинематограф был, двигатель внутреннего сгорания был, самолёты тоже уже были... Т.е. многое из того, что мы сегодня имеем 100 лет назад уже было изобретено, мы лишь усовершенствовали эти технологии, расщепили и подчинили себе мирный атом, создали реактивный двигатель, полетели на околоземную орбиту, разместили на ней сотни спутников, запустили спутники за пределы Солнечной системы, изобрели средство доставки кино в каждый дом - телевидение, изобрели средство доставки информации и обмен ею в реальном времени - интернет. Разумеется, продвинулись в медицине - антибиотики и более продвинутые операционные вмешательства, но в целом здесь прогресс меньше, чем мог бы быть, ибо большинству населения планеты высокотехнологичная медицина недоступна... Но решили ли мы три главные проблемы? Нет.
Читать далее...








Пишу этот пост как важное дополнение к моей статье "Инновационные технологии 3D кино и голографии в России". В СССР полноценное 3D кино снимали и показывали раньше всех в мире, причём показ эффекта объёма был осуществлён для советских зрителей по уникальной технологии - без очков! Пишу этот пост в особенности - для "скептиков", не верящих в собственную страну, её достижения прошлого и настоящего. СССР был лидер в производстве и технологиях объёмного кинематографа в мире. Публикую полный список советских и Российских 3D фильмов (раньше 3D кинематограф назывался "стереокино"), снятых у нас по различным технологиям. Опыт, традиции и уникальная научно-практическая школа советского 3D кино актуальны и конкуренты на мировом уровне и сегодня. Тому свидетельство - сразу две награды Победителя, полученные россиянином Игорем Дауровым на престижных международных кинофестивалях в Москве - "3D FEST 2015" и в Бельгии: "International 3D festival, 2015 Liège – Belgium", в номинации "Lumiere Awards" - вручена золотая статуэтка НИКА студии DAUROV-STEREO, за 3D фильм ВОСТОК, основатель студии режиссёр и оператор-стереограф Игорь Дауров - продолжает и развивает на современной основе традиции опыт и школу советского объёмного кино. Ниже приведены ссылки на стереоскопические (3D-films) фильмы Игоря Даурова, снятые по авторской технологии, в основе которой - опыт, научно-практическая школа и традиции советской киношколы и технологии "СТЕРЕО-70".



Большинство простых граждан, да и как не странно - большинство профессиональных кинематографистов России ничего или почти ничего не знают о том, что сделано в СССР и России в плане передовых технологий кинематографа, имеющих мировое значение и главное - кем, когда и как.

Экспериментальные работы по созданию систем съёмки и проекции 3D кино (или как тогда этот вид кинематографа называли во всём мире - стереокино) в СССР шли ещё в 1920-e 1930-е годы. Но с середины 30-х годов основные и целенаправленные исследования в этой области в Советском Союзе, в отличие от всех других стран, велись уже на серьёзной научной основе, системно - во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) - г. Москва. В 1935 году инженер С.П. Иванов запатентовал систему безочкового 3D кино: «Растровая безочковая стереопроекция». Тогда в СССР была создана уникальная технология, аналогов которой не было нигде в мире. К концу 1940-х годов в СССР на практике было реализовано 7 различных систем стереоскопического (3D) кинематографа, начиная с системы Н.Д. Анощенко, созданной ещё в 1930-е годы. Эти системы отличались между собой как по способу съёмки, так и по способу проекции. Но во всех этих системах вплоть до 1963 года для съёмки 3D фильмов использовали существовавшие уже в кинопроизводстве стандартные плёночные 35-мм кинокамеры. С 1940 по 1991 год в СССР было снято около 60 фильмов в полноценном формате 3D.

1. В 1941 году, 4 февраля в г. Москве в кинотеатре "Москва", что располагался некогда на площади Маяковского, состоялось событие мирового уровня, событие - сенсация. Впервые в истории мирового кино зрители в СССР могли видеть триумф отечественных технологий объёмного (3Д) кино, когда на специальном киноэкране без всяких очков можно было видеть объёмное изображение! Что представлял из себя этот "чудо-экран"?. Советские специалисты разработали так называемый светопоглощающий растрово-щелевой автостереоскопический киноэкран, представлявший собой 6-ти тонную инженерную конструкцию в виде растрового поля из тончайших металлических проволочек, натянутых особым образом на специальную раму, позади которой располагался обычный киноэкран. Вся конструкция называлась "светополгощающий перспективно-растровый киноэкран" (на оригинальном фото справа). 17 раз в день демонстрировался 3D кинофильм "Концерт", у которого есть и второе название "Земля молодости". Зал вмещал 400 человек, а экран был размером 3х5 метра. Финальная часть кинофильма была не только в объёме, как и весь фильм, но ещё и в цвете, отчего эмоциональное воздействие на зрителя было ошеломительным. Уникальная картина была снята советскими кинематографистами при участии учёных Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), г. Москва.  Автор этого опередившего своё время проекта - выдающийся советский учёный и кинорежиссёр - Александр Николаевич Андриевский (1899-1983), он работал над этой идеей в тесном контакте с изобретателем уникального киноэкрана, позволяющего видеть 3Д эффект без всяких очков - Семёном Павловичем Ивановым (1906-1972). За  три месяца это чудо смогли увидеть более полумиллиона зрителей. Так впервые в мире в СССР в 1941 году был открыт регулярный показ 3D кинофильмов, да ещё и по безочковой технологии. Нет повода для гордости?

Кстати, когда к расчётам и моделированию конструкции растрового экрана подключился Александр Николаевич Андриевский (1899-1983) - а он с большим трудом ушёл "из органов", чтобы реализовать свою мечту - снимать объёмное кино, дело пошло семимильными шагами, ведь А. Андриевский был грамотным математиком и прекрасно знал физику. Система стереокино приобрела математические расчёты и формулы, впервые в мире под разработками в сфере объёмного кино была подведена серьёзная научная основа. Александр Андриевский стал выдающимся режиссёром советских стереофильмов, в которых он показал всю мощь и новизну изобразительно-выразительных средств стереокино, его стереоскопические фильмы ("Концерт", "Робинзон Крузо", "Парад аттракционов", "Замурованные в стекле") были самыми кассовыми и эти картины с яркими стереоэффектами любили зрители и с удовольствием их смотрели на экранах стереокинотеатров в СССР вплоть до 1991 года. Читать далее...



Проекция стереоскопических фильмов по системе «Стерео-70»
А.Г. Болтянский, Н.А. Овсянникова, Д.Р. Ханукаев

(Впервые опубликовано в советском научно-техническом журнале "Техника кино и телевидения", №4 - 1978 год). Статья продолжает цикл публикаций выдающихся советских учёных научно исследовательского кино-фото-института (НИКФИ), г. Москва, которые в 1963 году разработали самую совершенную в мире технологию съёмки и проекции 3D (стереоскопических) фильмов - Стерео-70, аналогов которой нет и по сей день. Достижения советских учёных (и в частности данная технология) в сфере объёмного кинематографа (включая безочковое 3D кино и голографический кинематограф) были отмечены специальным Дипломом Американской киноакадемии "Оскар" в 1991 году. Сегодня в России существует современный вариант этой Оскароносной технологии - разработка НИКФИ и МКБК - современная цифровая моноблочная 3D камера "Phantom-Z65с широким набором стерео-оптики и базисных насадок, отвечающая всем современным требованиям профессионального кинематографа.

Стереоскопический кинематограф сегодня — один из видов кинопоказа, которым обслуживается советский зритель наряду с другими видами «плоского» кино: обычным, широкоэкранным, широкоформатным и кашетированным. Это стало возможно благодаря тому, что комплекс технических средств, объединенных в систему «Стерео-70», был разработан на базе широко применяемых в кинематографии оборудования и технологии [1, 2]. В настоящее время в СССР функционируют шесть кинотеатров с числом мест более 2000. В ближайшее время должны быть открыты ещё три стерео-кинотеатра, количество зрительских мест тогда превысит 3000, а это значит, что стереофильмы смогут смотреть ежегодно 6 — 8 млн. человек.

В репертуаре стерео-кинотеатров имеются четыре полнометражных художественных стереофильма, снятых по системе «Стерео-70»: «Нет и да» студия «Мосфильм», режиссёр А. Кольцатый, оператор К. Новиков), «Таинственный монах» (киностудия «Мосфильм», режиссёр А. Кольцатый, кинооператор П. Терпсихоров), «Парад аттракционов» - киностудия имени М. Горького, (режиссер А. Адриевский, оператор Д. Суренский), «SOS над тайгой» (киностудия «Мосфильм», (режиссёр А. Кольцатый, оператор Н. Большаков) — и два короткометражных стереофильма: «Вашу лапу, медведь» (киностудия «Мосфильм», режиссер Т. Лисициан, оператор А. Панасюк), «Осенние этюды» (киностудия «Мосфильм», режиссер-оператор Н. Большаков). Выходят на экран художественный полнометражный стереофильм «Замурованные в стекле» (киностудия имени М. Горького, режиссер А. Андриевский, оператор Ю. Малиновский) и короткометражные: кукольный мультипликационный фильм «Сувенир» (киностудия «Мосфильм», режиссер Э. Туганов, оператор, Нуут) и видовой фильм «Здравствуй, Сочи!» - студия «Мосфильм», режиссер Г. Бреннер, кинооператор Н. Рожков.

Вопрос о качестве стереопоказа приобретает в настоящее время первостепенное значение. Ответственность за качество демонстрирования усугубляется еще тем, что большинство зрителей впервые знакомится не только со стереоскопическим кино, но и с самим явлением искусственно создаваемого стереоэффекта.



Технические и технологические принципы "Стерео-70"
Н.А. Овсянникова, А.Е. Слабова

   
Данная статья выдающихся советских специалистов – учёных НИКФИ (Москва) в сфере объёмного (стереоскопического) кинематографа впервые опубликована в журнале «Техника кино и телевидения», 1975, №3. Система стереоскопического (3D) кино «Стерео-70» стала эталоном стандарта мирового 3D кино на многие десятилетия, остаётся непревзойдённой и по настоящее время. В 1991 году советским специалистам Научно-исследовательского кино-фото института (НИКФИ) Американская киноакадемия «Оскар» вручила награду – как признание выдающихся успехов российских специалистов в сфере объёмного кинематографа, в том числе и системы «Стерео-70».
Из личного архива И.Г. Даурова. На данном сайте и в сети интернет материал статьи 1975 года публикуется впервые - в 2014 году и предоставляется в оригинальном виде, без изменений и правок. Любые цитаты, ссылки - запрещены без указания сайта источника www.daurov-stereo.ru


Система стереоскопического кинематографа «Стерео70» включает комплект киносъёмочной аппаратуры, оснащение для кинопроекции, таблицы для определения стереопараметров съёмки и рекомендации по получению правильного и эффектного стереокиноизображения. По этой системе киностудия «Мосфильм» сняла фильмы «Нет и да», «Таинственный монах», «Русские этюды, «Вашу лапу, медведь», а киностудия имени М. Горького — «Парад  аттракционов». Эти фильмы показаны в СССР, Японии и ГДР. В настоящее время в крупных городах страны ведутся работы по оборудованию нескольких кинотеатров для показа по системе «Стерео-70».

Ранее в Советском Союзе в течение ряда лет демонстрировались стереофильмы, снятые нашими студиями. В первый период съёмочно-проекционная техника строилась по принципу однообъективного аппарата с зеркальной базисной насадкой, применялась 35-мм пленка с нестандартным шагом перфорации 19 мм. В 1952 г. эта система была заменена другой системой, основанной на применении стандартной 35-мм пленки с вертикальной стереопарой, с полным форматом каждого кадра стереопары, с двухобъективной оптикой и комплектом призменных базисных насадок. Стереофильмы, снятые такой техникой, имели высокое качество как по цветофотографическим показателям, так и по стереоэффекту. Было снято десять стереофильмов, с успехом прошедших по стереокинотеатрам страны. Единственный, но существенный недостаток системы - необходимость двойного протягивания «плёнки в киносъёмочном, звукозаписывающем и кинопроекционном аппаратах — затруднял широкое распространение стереокинематографа.

Читать далее...




© Игорь Дауров, 2013 год.

Данный материал не может быть опубликован полностью или частями без письменного согласия самого автора, передан третьим лицам и использован в качестве обучающего, кроме самого автора

Оригинал данной статьи опубликован в журнале "Мир техники кино" №28, 2013 год, а также в Сборнике Докладов пятой Международной научно-технической конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях" г. Москва, 2013 год. 




        В последнее время из уст некоторых продюсеров и даже режиссёров можно было слышать, что 3D кино себя изживает, что это временное явление и что ничего нового в плане языка оно не привносит в кинематограф как таковой. Конечно, это глубокое заблуждение. Развитие кинематографа как искусства мы наблюдаем постоянно, с момента его возникновения и по настоящее время. Кино за более чем столетний период своего существования, постоянно и революционно обновляло арсенал изобразительно-выразительных средств, находилось в поиске и освоении новых пластических форм, нового языка.  Развитие кинематографа как искусства всегда было тесно и непосредственно связано с внедрением новых технологий, с научно-техническим прогрессом. И кинематограф как никакой другой вид искусства жёстко увязан в своём развитии с технологиями. 

Но почти всегда новые технологии вначале их освоения проявляли себя не более чем аттракцион, как что-то «механическое» и даже «чужеродное». Вспомним, как уже признанный в своё время всеми гений немого кино - Чарльз Спенсер Чаплин вначале яростно не признавал появление звука в кино. Но позже, спустя десятилетие, он всё же пояснил, что отрицал не сам звук, а его крайне низкое техническое качество, которое на первоначальном этапе той технологии не позволяло творцу владеть этим средством на должном уровне. И поначалу получалась какая-то пародия на звучание, а инженерам и творцам потребовалось определённое время, чтобы технологии стали новым понятным и удобным, а главное - неотъемлемым выразительным средством кино. Ведь сегодня никому и в голову не приходит утверждать, что кино - искусством не является! А ведь на заре своего становления мало кто в «балагане для нищих» - как тогда презрительно нарекла синематограф «творческая богема», смог увидеть будущего «великого немого», потом звукового, цветного и объёмного кино как мощного и самого стремительно развивающегося из всех известных человечеству искусств.Читать далее...