Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Технологии и проблемы кинотеатрального показа 3D фильмов

С применением активных электроно-затворных (LCD – ЖК затворы) очков – например,
очки XpanD 3D. Метод электронной сепарации – на сегодня самый качественный из всех других, применяемых для просмотра 3D фильмов, он не требует вносить технологические изменения в конструкцию цифровых проекторов, не вносит цветовых искажений. Жидкокристаллические затворы беспроводных электронных очков, управляемых дистанционно от излучателя синхросигнала, попеременно закрывают левый и правый глаз - синхронно с работой DLP матриц цифрового проектора, проецирующих попеременно правое и левое изображение на киноэкран с частотой от 120 до 144 Гц - в зависимости от класса и модели проектора. В результате каждый глаз видит только предназначенный для него ракурс, а наш мозг, благодаря работе бинокулярного и стереоскопичесокго зрительного аппарата человека, складывает эти два виртуальных плоских образа-ракурса стереоизображения в единый пространственный стереообраз;




Пассивные очки со специальными интерференционными линзами по технологии немецкой компании Infitec, больше известной как технология хроматической сепарации Dolby 3D. Метод сепарации по технологии фирмы Infitec, что использует Dolby 3D, заключается в том, что в цифровом проекторе перед объективом при 3D показе вставляется специальный хроматический диск с двумя секторами, в которых находятся фильтры, анологичные тем, что стоят в очках. Диск вращается с частотой 144 Гц, синхронно со сменой кадров для левого и правого глаза. А интерференционные хроматические фильтры очков отсекают ненужное изображение. Это специальное покрытие стёкол-фильтров, основанное на хроматической интерференции световых полей трёх цветов - красный, синий и зелёный (R-G-B). По специальной технологии нанесения такого покрытия на фильтры-линзы, добиваются того, что при цветовом оптическом сложении двух каналов левого и правого фильтров мы увидим абсолютно белый свет. Но у этого метода есть недостаток - некоторая потеря в передаче цветов, а также дополнительные потери светового потока проектора на вращающемся перед объективом сепарационном диске. Но простой зритель этого не замечает, если мощность ксеноновой лампы в проекторе и световой поток соответствуют нормативам для данного кинозала - площади его экрана, а в проекторе при показе с этой технологией применяется специальная цветокоррекция. Проекция ведётся на обычный киноэкран.

Следует сказать, что сепарация Infitec Dolby 3D - это не метод цветной анаглифной (спектрозональной) сепарации, как ошибочно полагают некоторые!!! Метод анаглифа ушёл из коммерческого кинотеатрального кинопоказа 3D фильмов навсегда, так как своей доступностью и дешевизной, но отвратительно низким качеством сепарации,  он наносил непоправимый вред стереокинематографу как таковому, ставя крест на его развитии, ибо анаглифную стереокартину подавляющее большинство зрителей воспринимают со значительным дискомфортом и часто вообще не могут увидеть стереоэффект;


Пассивные очки с поляризационной сепарацией. Сегодня в кинотеатральном коммерческом показе они используются в кинокомплексах IMAX с гигантским экраном. В очках применена плёнка-поляризатор, аналогичная фильтру перед кинопроекционным объективом для правого и левого проекторов. Проекция ведётся на специальный киноэкран с металлизированным покрытием, которое сохраняет световую поляризацию левого и правого ракурсов в отражённом свете от киноэкрана. Фильтр-поляризатор способен пропускать свет в одной плоскости или под определённым углом, это позволяет без применения электроно-затворных очков сепарировать стереоизображение для левого и правого глаза. Специальное металлизированное покрытие светосильного киноэкрана недеполяризует поляризованный свет от проекторов левого и правого изображений стереопары и не позволяет им смешаться при отражении от поверхности киноэкрана. Пассивные очки зрителя с поляризаторами сепарируют изображение, предназначенное для левого глаза (свет от левого проектора) и для правого (свет от правого проектора). Технолгоия IMAX использует как при съёмке, так и при проекции 3D фильмов очень дорогостоящую киноплёнку шириной 70мм. Изображение для правого и левого каналов снимается и проецируется отдельными синхронизированными камерами и проекторами. Поляризацию используют и при использовании двух недорогих бытовых или офисных проекторов для показа стереофильмов в малых аудиториях и если нужно постоянно перемещать технику для демонстрации стереофильмов в разных местах. Однако с удешевлением электронных LCD очков в использовании поляризационных технологий и специального киноэкрана не будет необходимости.

Аттракцион технологии IMAX очевидно доживает свои последние годы, ибо в кинотеатральный показ и саму съёмку фильмов активно проникает цифровая технология.

Сегодня де факто показ с цифрового оборудования, отказ от киноплёнки в кинотеатральном прокате – привёл к улучшению качества кинопоказа обычных, не 3D фильмов.

Однако для качественной проекции 3D фильмов чаще всего требуется установить два цифровых проектора вместо одного – для увеличения светового потока проектора и яркости экрана. Дело в том, что 3D очки и соответствующие фильтры в проекторах при 3D показе снижают световой поток, яркость экрана и в итоге до глаз зрителя доходит в лучшем случае 40-30% светового потока от 100 %.

Такие потери яркости отрицательно влияют на комфортное восприятие стереокартины, приводя  к значительной утомляемости при просмотре, нагрузке на зрительный аппарат и мозг человека, а иногда у зрителей возникают жалобы на головные боли после просмотра 3D фильма с такими нарушениями технологии кинопоказа.

Жалобы зрителей на некомфортное восприятие 3D кинофильма (стереофильма) могут быть обусловлены следующими причинами:

1. Неграмотная стереосъёмка или анимация 3D фильма. Как правило, незнание или недостаточное знание основ стереоскопии и стереографии в современном 3D кино приводит к появлению таких явлений, как завышенные горизонтальные параллаксы – слишком большая разница между одноимёнными респондентными точками левого и правого ракурсов, а также непрофессиональная работа кинооператора, стереографа, монтажёра 3D фильма. Следует сказать, что профессиональные навыки, полученные этими специалистами в традиционном кино – недостаточны для съёмки и производства 3D (стерео) фильмов. Снимать стереокино следует учиться практически заново, постигая как в теории, так и на практике новые пластические средства и законы восприятия стереоизображения, иных подходов  к драматургии действия, монтажа 3D фильма. Совершенно другой подход здесь должен быть применим и к режиссуре, сценарию будущего 3D фильма. 

2. Некачественная проекция 3D фильма в кинотеатре. Это, прежде всего нехватка яркости экрана, возникающая вследствие грубого нарушения технологических норм, предъявляемых к кинопоказу в странах Европы, Америки, по всему миру, но только не в современной России. В бывшем СССР эти нормы кинотеатры были обязаны соблюдать, существовали отраслевые стандарты на технологию и нормы кинопоказа и за этим жёстко следили контролирующие органы. А сегодня такого контроля или сертификации частных киносетей в вопросе качества кинопоказа просто не существует. В результате мы имеем ничем технологически не обоснованное огромное неуёмное желание владельцев кинокомплекса прорекламировать себя как «самый большой 3D экран» в городе или даже регионе - попытка растянуть изображение с 2K матрицы маломощного цифрового проектора на большую площадь киноэкрана (больше 5-6 метров высотой). На сегодняшний день у всех цифровых проекторов, применяемых в кинотеатральном коммерческом показе в России может быть применена самая мощная ксеноновая лампа для проекции – 6 кВт. При применении бело-матовых или жемчужных киноэкранов это позволяет без существенных потерь по яркости спроецировать 3D фильм на экран до 5 метров высотой максимум! И только в том случае, если сам фильм содержит по большей части яркие, солнечные или дневные сцены, снятые не в полумраке… Решить проблему нехватки яркости киноэкрана при 3D проекции можно, установив два цифровых проектора вместо одного и синхронизировав их с сервером. Однако владельцы кинокомплексов предпочитают экономить на качестве кинопоказа, продавая нам – зрителям некачественный товар или услугу. Кстати – повод для судебного иска. Сюда же можно отнести и тот факт, что в большинстве современных мультиплексов следовало бы на планах зрительного зала указывать места, на которых восприятие 3D фильма может быть некомфортно. Это прежде всего – первые ряды зрительских мест в кинозале, которые слишком близко расположены к киноэкрану. Зачастую первые 3-4 ряда вообще не пригодны для комфортного восприятия 3D кинофильма – стереоизображения. Это относится и к крайним (боковым) местам каждого зрительного ряда. Боковые места в большинстве современных кинозалов также малопригодны для комфортного восприятия стереоизображения. Для 3D показа вытянутые по линии проекционного расстояния залы предпочтительнее широких залов – вытянутых вдоль ширины экрана. 

3. И наконец – проблемы с комфортным восприятием 3D фильма могут быть обусловлены теми или иными нарушениями, связанными с заболеваниями или отклонениями от нормы здорового зрительного аппарата человека, пришедшего смотреть стереофильм. Это и нарушения бинокулярного зрения и стереоскопического восприятия и просто банальные распространённые офтальмологические заболевания, отклонения, которые диагностируются в той или иной степени почти у 75% населения. К примеру, известно, что из 100% людей с абсолютно здоровым бинокулярным зрением 7% либо вообще не в состоянии видеть стереоизображение, либо испытывают значительные трудности с его восприятием.

В средствах массовой информации и просто среди обывателей часто можно услышать ложное, ничем не обоснованное утверждение, что 3D кино якобы вредит психике зрителя, нарушает зрение и прочие страшилки. Прежде чем огульно клеймить 3D кино (стереокино) в том, что оно есть зло – убедитесь, что с самим фильмом всё в порядке, а кинопоказ соответствует норме. Ну и никогда не помешает пройти обследование у офтальмолога, чтобы убедиться, что ваше бинокулярное и стереоскопическое зрение в полном порядке! Но возможно, что вы нуждаетесь в лечении или коррекции вашего зрения.

На самом деле согласно новейшим научным исследованиям в области стереоскопии и офтальмологии стереокино или как его теперь называют – 3D кино, при условии, что оно грамотно снято и качественно показано – намного безопаснее и естественней для нашего восприятия, нежели абсолютно плоское изображение, которое мы видим с экранов мониторов, телевизоров, обычных кинотеатров.

Для бинокулярного зрения человека долго смотреть на плоское изображение, спроецированное  на плоскость киноэкрана или матрицы телевизора – не физиологично.

Стереокино в этом смысле как нельзя лучше подходит человеку для неконфликтного восприятия двухракурсной стереокартины мира, запечатлённой с двух ракурсов и воспроизведённой для двух глаз – так, как это и происходит в естественной среде.

Ограничения же для просмотра стерео – психические заболевания, заболевания центральной нервной системы и существенные нарушения зрения, требующие операционной коррекции.