Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Съёмка 3D фильмов на базе «Sony HDR-TG 1E»



На научно-технической конференции в Москве в 2009 году «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях» мною был сделан доклад о практике монтажа 3D фильмов с использованием цифрового контента, полученного при съёмке данной стереосистемой. В 2010 году на второй конференции я выступил с докладом по результатам практики съёмки 3D фильмов на параллельных осях с применением двух синхронизированных камер Sony HDR-TG 1E.

Камеры могут записывать и воспроизводить материал в различных форматах, но для стереосъёмки необходимо использовать максимально возможное качество исходного материала. В данном случае это формат AVCHD (H.264) PAL Full HD 1920x1080/50i.          58 минут такого контента занимают 8Gb на карте памяти «Memory Stick PRO Duo Mark-2».


За прошедший 2009 год данными камерами было снято три документальных 3D фильма. А 11 минутный материал 3D презентации в экспериментальном порядке в сотрудничестве со специалистами Института цифрового кинематографа Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения на разработанном ими программном обеспечении и сервере был переформатирован в 3D DCP формат, предназначенный для современной цифровой кинотеатральной стереопроекции. В качестве исходников для работы по переформатированию использовалось два потока MPEG-2 1920x1080 25p.

Тесты на проекцию этого 3D фильма в двух кино-комплексах Ростова-на-Дону, где используются серверы «Dolby 3D» с пассивными хроматическими очками и сервере с активными очками, производились на экраны 5 и 7 метров высотой. Несмотря на то, что при съёмке данного ролика практически не использовалось движение камеры на тележке, кране или стедикаме, что предпочтительно в стереокино, нежели статичная камера (дабы снизить эффект отжимания рамкой экрана стереоизображения), тестовая проекция показала высокое качество как изображения, так и великолепное неутомляемое восприятие самого 3D фильма.

Как показала практика, в данном случае, грамотно реализованная 3D съёмка, даже только с использованием штатива, почти не влияла на комфортное восприятие стерео, и зрителем был не заметен главный бич стерео (3D) кино – отжимающее действие рамки киноэкрана.

Традиционно в мире существовало две школы 3D кино – американская и советская – «Стерео-70». У американцев ставка была сделана на зрелищность стереоэффекта, его глубину и рельефность в ущерб комфортности восприятия. Российские специалисты делали ставку на комфортность восприятия стереопространства и неутомляемость зрительного аппарата.

И здесь у нас есть исторический шанс вернуться к истокам отечественной школы стереокино, быть самобытными и выигрышно контрастировать в возрастающей конкуренции на фоне разномастного по подходам к стереоскопии американского 3D кино. Там сейчас нет единства в теории и практике. Даже внутри одной студии производителя выходят фильмы с абсолютно противоположными базовыми принципами стереосъёмки, будь то анимация или реальная натура.

Как пример можно привести явную неудачу в области стереоскопии – анимационный фильм «Полярный экспресс», а также "Аватар", где практически отсутствуют положительные параллаксы, особенно на общих планах. Создатели Аватара вообще кастрировали большую часть из обширного и неиспользованного ими арсенала пластических средств стереокино. Что касается анимации «Полярный экспресс», -  фильм смотреть некомфортно уже через 10 минут, отжимающее действие рамки давит на психику. И явная удача американской 3D анимации – из последних работ – «Как приручить дракона» и "Шрек навсегда" студии "Dream Works". Фильмы комфортно воспринимаются, чувствуется, что создатели имеют глубокое знание основ стереоскопии. Есть как заэкранная глубина пространства, так и эффектные выходы в зальное пространство, не утомляющие зрение, на фильме просто отдыхаешь и получаешь эстетическое удовольствие.

Есть ощущение, что часть американских стереографов всё же взяли на вооружение советскую школу стереокопии. И не дай нам Господь, слепо пойти по американскому пути, отметая всё своё. Это будет означать крах России как независимой кинодержавы и как потенциального конкурентного лидера в области стереокино на мировом кинорынке.