Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

О вреде и пользе 3D кино. Мифы и факты.

В последнее время, в 2015-2016 году, наблюдается некий спад интереса зрителей кинотеатров к 3D кино, хотя на экраны продолжают регулярно выходить кинофильмы, снятые в 3D формате. В чём причина спада зрительского интереса к объёмному кино? Почему многие зрители жалуются на дискомфорт, усталость или даже головную боль, реже -  тошноту при просмотре 3D кино? Чем обусловлены эти жалобы и спад зрительского интереса к 3D кино?

Так устроен человек, наше современное общество, что всё новое и успешно развивающееся, особенно ещё и в плане бизнеса, часто подвергается нашему пристальному вниманию, в том числе и со стороны прессы. 3D кино или, как этот вид кинематографа называли во всём мире ранее - стереокино, возникло не с появлением картины "АВАТАР". Первые попытки придать движущемуся киноизображению эффект объёма, пространственности, были реализованы практически сразу после изобретения самого кинематографа в 1895 году французами братьями Люмьер. Эта первая попытка была неудачной, так как сама технология реализации обычного кинематографа того периода была крайне несовершенна, а для 3D кино это один из важнейших факторов, влияющих на общее зрительское восприятие. Впервые кинопоказ 3D кино на регулярной коммерческой основе был реализован в СССР в 1941 году, причём по безочковой технологии. Т.е. зрители могли видеть объём на специальном проволочно-растровом киноэкране без всяких очков! Подробнее об этом можно прочесть здесь: "Инновационные технологии 3D кино и голографии в России".




Если говорить о новом - цифровом этапе развития визуальных технологий, развития кинематографа на основе цифровых способов записи и воспроизведения движущегося изображения, дающих в итоге нам объёмное изображение, то 3D кино как никакая иная инновационная сфера, сегодня вызывает шквал интереса, граничащего порой с нездоровой истерией как целых изданий, так и отдельных журналистов, да и просто - обывателей, что-то пишущих по этому поводу на пространствах интернета. Однако, как правило, все эти публикации можно свети к присказке "слышал звон, да не знаю, где он". Позволю себе на правах специалиста, занимающегося не только в теории, но и на практике всем тем, что связано с современным 3D кино, дать некоторые комментарии по этому поводу. Итак, научно-обоснованные факты.

Существуют целые направления в науке, изучающие способности человека к бинокулярному и стереоскопическому восприятию предъявляемого ему изображения. В частности, такое направление, как "Физиологические основы стереокино". Здоровый человек природой наделён бинокулярным зрительным аппаратом. Мы видим мир, предметы нас окружающие сразу двумя глазами, но каждый
глаз видит один и тот-же предмет с некоторой информационной разницей, обусловленной расстоянием между зрачками наших глаз, а также углом конвергенции зрительных осей. Именно эта разница воспринимается мозгом как информация о глубине (расстоянии до предмета), это даёт нам способность определять - что ближе, а что дальше отстоит от нас в пространстве, а также судить о рельефности рассматриваемого предмета. 

Но способность человека видеть окружающий нас мир объёмным не даётся нам от рождения автоматически, а развивается в процессе первых недель и месяцев жизни ребёнка. Т.е. рождаясь с бинокулярным зрением, человек в первые периоды своей жизни не имеет стереоскопического зрения, он не в состоянии определить - что дальше, что ближе, что плоско, что выпукло... Таким же образом, способность человека к комфортному стереоскопическому восприятию, или как сейчас принято говорить к восприятию 3D предъявляемой ему стерео-картины (3D фильм или 3D фото),
может развиваться постепенно. В ходе современных научных исследований, было установлено, что не все 100% людей, обладающих здоровым бинокулярным зрением, способны воспринять стерео-картину (3D кино или 3D фото изображения). Таких людей из 100% оказалось около 7%. 

Сегодня жалобы зрителей на не комфортное восприятие 3D кинофильма (стерео-картины), такие как: болит голова, режут глаза, тошнит и т.д., могут быть обусловлены следующими научно-обоснованными причинами:

1. Сегодня из кинематографа практически на 100% исчезла киноплёнка и аналоговые способы записи/обработки и воспроизведения киноизображения, что безусловно, существенно снижает вероятность проблем при восприятии 3D кино зрителем, проистекающим из-за несоврешенства плёночного способа реализации системы 3D кинематографа. Т.о. сегодня, в эру цифровых способов записи и воспроизведения 3D кино, наиболее вероятная и главная причина жалоб зрителей при просмотре в кинотетаре 3D кино - это качество производства самих 3D фильмов - это  неграмотная, неверно проведённая 3D съёмка, снятого в реальности или созданном методом компьютерной анимации 3D фильма. Т.о. Как правило, незнание или недостаточное знание основ стереоскопии и стереографии в современном 3D кино приводит к появлению таких явлений, как завышенные горизонтальные параллаксы – слишком большая разница между одноимёнными респондентными точками левого и правого ракурсов, а также непрофессиональная работа кинооператора, стереографа, монтажёра 3D фильма. Следует сказать, что профессиональные навыки, полученные соответствующими специалистами в традиционном кино – недостаточны для съёмки и производства 3D (стерео) фильмов. Опыт, полученный годами работы в традиционном кино, не может автоматически быть перенесён на съёмочную площадку, где снимается 3D фильм. Снимать стереокино следует учиться практически заново, постигая как в теории, так и на практике новые пластические средства и законы восприятия стереоизображения, новый язык кино, новые подходы  к драматургии действия, монтажа 3D фильма...

Совершенно другой подход здесь должен быть применим и к режиссуре, сценарию будущего 3D фильма. Невозможно, к примеру, зная в совершенстве русский язык, автоматически начать писать хорошие стихи на этом самом русском языке. Помимо учёбы нужен и особый дар, в случае с 3D кино – особое видение, касающееся прежде всего работы кинооператора.

Надо отметить тот факт, что кинематограф как таковой оказался не готов к массовому производству 3D фильмов, ввиду катастрофической нехватки грамотных специалистов (даже в Голливуде) в сфере производства 3D фильмов. Зачастую съёмочная группа обучается всем тонкостям и особенностям 3D съёмки и постпродакшн - прямо в процессе работы. Однако в последние два-три года
ситуация стала выправляться. Такие картины, снятые в 3D формате, как: "Шрек навсегда", "Трон", "Как приручить дракона", "Самый лучший фильм 3ДЭ", "Рождественская история" и некоторые другие - можно считать образцом, эталоном качественно и грамотно сделанной стереоскопии. Если при просмотре таких картин у вас возникают проблемы, вызывающие дискомфорт, то остаётся 2 причины:

2.      Некачественная проекция 3D фильма в кинотеатре. Это, прежде всего, нехватка яркости экрана, возникающая вследствие грубого нарушения технологических норм, предъявляемых к кинопоказу в странах Европы, Америки, по всему миру, но только не в современной России и странах СНГ. В бывшем СССР эти нормы, прописанные в ГОСТ и ОСТ, кинотеатры были обязаны
соблюдать, так как существовал жёсткий внешний контроль за соблюдением отраслевых стандартов на технологию и нормы кинопоказа. А сегодня такого контроля или сертификации частных киносетей в вопросе качества кинопоказа просто не существует. В результате мы имеем ничем технологически не обоснованное огромное неуёмное желание владельцев кино-комплекса
прорекламировать себя как «самый большой 3D экран» в городе или даже регионе - попытка «растянуть» изображение с 2K матрицы маломощного цифрового проектора на большую площадь киноэкрана (больше 5-6 метров высотой). 

На сегодняшний день у всех цифровых проекторов, применяемых в кино-театральном коммерческом показе в России, ввиду ограничения технологии, может быть применена самая мощная ксеноновая лампа для проекции – 6 кВт. При применении бело-матовых или жемчужных киноэкранов это позволяет без существенных потерь по яркости спроецировать 3D фильм на экран до 6 метров высотой максимум! И только в том случае, если сам фильм содержит по большей части яркие, солнечные или дневные сцены, снятые не в полумраке… К слову сказать, чрезмерное увлечение постановщиков 3D фильмов чернотой в кадре на фонах, сцены в ночи или полумрак как таковой в кадре, для 3D кино категорически противопоказаны, так как помимо утомляемости восприятия, резко снижается глубина и рельеф итоговой картинки, т.е. изображение превращается в нашем сознании в плоское.

Решить проблему нехватки яркости киноэкрана при 3D проекции можно, установив два цифровых проектора вместо одного и синхронизировав их с сервером. Однако владельцы кино-комплексов предпочитают экономить на качестве кинопоказа, продавая нам – зрителям некачественный товар или услугу. 

Сюда же можно отнести и тот факт, что в большинстве современных мультиплексов следовало бы на планах зрительного зала указывать места, на которых восприятие 3D фильма может быть не комфортно. Это прежде всего – первые ряды зрительских мест в кинозале, которые слишком близко расположены к киноэкрану. Зачастую первые 3-4 ряда вообще не пригодны для комфортного восприятия 3D кинофильма – стереоизображения. Это относится и к крайним (боковым) местам каждого зрительного ряда, даже дальних рядов. Боковые места в большинстве современных
кинозалов малопригодны для комфортного восприятия стереоизображения. Для 3D показа вытянутые по линии проекционного расстояния залы предпочтительнее широких залов – вытянутых вдоль ширины экрана.

К примеру, в СССР существовал норматив, согласно которому первый зрительский ряд не может располагаться от экрана ближе, чем Ширина экрана умноженная на коэффициент х 1,2. Яркость экрана при этом (замер производится при помощи прибора - яркомера, на датчик которого надет фильтр электронных 3D очков) должна быть не ниже 40 Кд на квадратный метр.

Есть ещё такое понятие как «нормативный параллакс бесконечности» (максимальное раздвоение ракурсов дальнего плана), при проекции этот показатель не должен превышать 68мм (базис человеческого зрения). И чем больше коэффициент увеличения изображения при проекции, тем больше становится и значение параллакса бесконечности. Если при этом сидеть слишком близко к
экрану, то при просмотре 3D фильма может возникнуть явление - дивергенция зрительных осей за пределами фузионных возможностей зрения человека. Мы не можем развести наши глаза на величину, превышающую базис нашего зрения, это афизиологично. Именно это может и вызывает боль в глазах и неприятные ощущения у зрителей. 

Как правило, профессионально снятые фильмы в 3D формате снимаются так, чтобы при проекции на большие экраны, таких явлений не возникало. Т.е. 3D фильм снимается с заведомо заниженными параллаксами, что, конечно, сказывается на его зрелищности в плане глубины и рельефности изображения. Но такова плата за отсутствие стандартизации норм кинопоказа 3D фильмов. Т.е. все залы очень разнятся по своим параметрам...

 3.      И наконец – проблемы с комфортным восприятием 3D фильма могут быть обусловлены теми или иными нарушениями, связанными с заболеваниями или отклонениями от нормы, принятой в офтальмологии для здорового зрительного аппарата человека, пришедшего смотреть стереофильм. Это и нарушения бинокулярного зрения и стереоскопического восприятия и просто банальные
распространённые офтальмологические заболевания, отклонения, которые легко диагностируются при посещении офтальмолога.

Многие родители часто задают вопрос: можно ли смотреть 3D детям и как часто?

Для детей есть ограничения, связанные с тем, что их организм и психофизиология находятся в стадии формирования. Это объективные причины, по которым детям рекомендованы временные ограничения, которые они проводят за чтением, телевизором, компьютером… Такие же ограничения есть и для просмотра 3D кино. Один - два дня в неделю по полтора часа просмотра 3D, начиная с 4-5 лет, не повредит естественному процессу развития ребёнка. Но уже с 12-14 лет 3D кино можно смотреть хоть каждый день. Другой вопрос - содержание 3D фильмов и игр в формате 3D. Вот это намного опаснее для психики не только ребёнка, но и взрослого человека, чем собственно сама технология 3D визуализации, учитывая то, что встречаются иногда на экранах агрессивные и неоправданно жестокие сцены как в фильмах, так и анимации, а особенно в компьютерных играх...

По этим и другим причинам в средствах массовой информации и просто среди обывателей часто можно услышать ложное, ничем не обоснованное утверждение, что 3D кино якобы вредит психике зрителя, нарушает зрение и прочие страшилки. Прежде чем огульно клеймить 3D кино (стереокино) в том, что оно есть зло – необходимо получить экспертную оценку в том, что 3D фильм был снят без нарушения требований, предъявляемых к стерео-восприятию, а кинопоказ соответствует норме. Ну и никогда не помешает пройти обследование у офтальмолога, чтобы убедиться, что ваше бинокулярное и стереоскопическое зрение в полном порядке! Но возможно, что вы нуждаетесь в лечении или коррекции вашего зрения.

На самом деле, согласно новейшим научным исследованиям в области стереоскопии и офтальмологии стереокино или как его теперь называют – 3D кино, при условии, что оно грамотно снято и качественно показано – намного безопаснее и естественней для нашего восприятия, нежели абсолютно плоское изображение, которое мы видим с экранов мониторов, телевизоров, обычных кинотеатров. Для бинокулярного зрения человека долго смотреть на плоское изображение, спроецированное  на плоскость киноэкрана или матрицы телевизора – не физиологично, ибо в реальности физиология нашего зрения устроена так, что глазные мышцы постоянно работают и "сканируют" видимое пространство по частям. Именно так и происходит этот процесс в грамотно снятом и спроецированном 3D кино, т.е. он близок к естественной физиологии нашего зрения. И современное 3D кино в этом смысле как нельзя лучше подходит человеку для неконфликтного восприятия картины мира, запечатлённой с двух ракурсов и воспроизведённой для двух глаз – так, как это и происходит в естественной для человека среде.

Но есть и ограничения для просмотра  3D кино. Не рекомендуется смотреть 3D фильмы людям с диагностированными психическими заболеваниями, заболеваниями центральной нервной системы и существенными нарушениями зрения, требующие операционной коррекции или не подлежащие таковой.

Если соблюдаются все технологические нормы показа 3D изображения, а само изображение грамотно снято и у Вас нет перечисленных выше заболеваний или отклонений в зрении, то 3D видео вызывает такую же нагрузку, как и, к примеру, нагрузка водителя автомобиля или машиниста поезда, следящего за путепроводом, светофорами, приборами оповещения... Т.е. есть рекомендации,
при которых всё это не вызовет чрезмерной усталости зрительного аппарата - не более 5 часов подряд, с перерывом не менее 4 часов.

Стереоскопическое видение можно и нужно тренировать. Если зритель никогда в жизни не видел 3D фильмы, а первая реакция на просмотр 3D оказалась не очень комфортной, то ему можно начинать с коротких (5-10 минут) 3D роликов в день, постепенно увеличивая время демонстрации. Но это при условии, что дискомфорт не вызван иными причинами - плохое качество самого 3D фильма, не соблюдение технологических норм показа или те или иные нарушения в области офтальмологии или психики.

Несколько слов о том, можно ли технологически избавиться при просмотре 3D кино от очков. Да можно, такие действующие системы были впервые изобретены ещё в 1941 году в СССР и
успешно применялись в коммерческом стерео (3D) кино. Безочковое стерео кино, использующее принцип автостереоскопии увидело свет в 1941 году, в СССР, когда в Москве был впервые в мире открыт регулярный показ стерео-фильмов (3D) именно по безочковой технологии. Зритель должен был найти зону объёмного стереовидения и не менять положения головы. Там проводили эксперимент - этот же фильм демонстрировали и по очковой технологии, а после опрашивали зрителей - что больше понравилось - без очков или в очках. Большинство опрошенных отметили, что в очках было смотреть стерео (3D) гораздо комфортнее. Таким образом, про автостереоскипию забыли как про тупиковую ветвь в развитии стереокино. 

Но сегодня коммерсантами, желающими нагреть руки на доверчивом обывателе, этот же принцип автостереоскопии реализован при помощи тех же самых линзо-растровых технологий. По-сути перед обычным LCD или ЖК монитором установлен вертикальный линзовый растр - кусок пластика за 100$. Обычное стерео (3D) изображение двухракурсной стерео-картинки не может быть показано в такой технологии, для этого его множат на 12 и более ракурсов или генерируют виртуальную модель в 3D редакторах на компьютере. Чем больше ракурсов, тем легче зрителю найти зону стереовидения и как-бы оглядеть предмет со стороны. Автостереоскопию другие не чистые на руку и совесть коммерсанты пытаются выдать сегодня за голографию, за какое-то ноу-хао, но то, что сегодня предъявляют доверчивому зрителю, не имеет даже отдалённого отношения к голографии. В идеале для метода автостереоскопии нужно снимать фильм при помощи минимум 12 камер или датчиков изображения, объединённых в одну киносъёмочную систему. Но на практике это невозможно реализовать на должном кинематографическом уровне. И нашли другой путь -
недостающие 10 ракурсов достраивают при помощи компьютерных программ из двух ракурсов стереопары, а то и вовсе - из плоского изображения, строя так называемые карты глубины...

Но физику не обманешь. В этой методике есть главный недостаток - чем больше ракурсов в изображении, тем меньше итоговое разрешение (чёткость) картинки. В результате, изображение, сгенерированное в 16 ракурсах с разрешением 18К (в обычном 3D кино это 2К или 4К), имеет итоговое разрешение хуже, чем запись на канувших в лету домашних «видиках» формата VHS.

Вывод - автостереоскопические дисплеи, построенные на принципах растра - тупиковая ветвь в стереоскопии, это давно забытое старое, которому уже 80 лет. Но западным компаниям хочется срубить денег на доверчивых обывателях. На сегодня заменить очковые технологии на сравнимые по качеству безочковые не представляется возможным, особенно, если идти в том технологическом направлении, котором идёт запад...


Во всех системах современного 3D кино (за исключением IMAX 3D, где на каждый ракурс стоит свой независимый цифровой проектор), изображение для левого и правого глаза для просмотра 3D фильма, формируется одним цифровым проектором, т.е. предъявляется зрителю не одновременно, а попеременно - левый, правый кадр, что даже с учётом большой частоты «обновления» (144 Гц), крайне критично для восприятия мозгом левого и правого ракурсов стереопары как единого пространственно-визуального образа. Особенно это критично при любом горизонтальном движении объектов на экране, поперёк оси съёмки. В этом случае даже незначительная, но всё же рассинхронизация объектов правого и левого ракурсов даёт значительную утомляемость восприятия – как следствие нагрузки на мозг зрителя, т.к. такая несинхронность противоречит природной физиологии работы зрительного аппарата человека. Надо сказать, что конкретно этого серьёзного артефакта полностью лишена советская технология съёмки и показа 3D кино «СТЕРЕО-70», которая была разработана в СССР в 1963 году и успешно внедрена в систему массового кинотеатрального показа 3D (стереокино) в СССР, успешно работали десятки кинозалов 3D вплоть до конца 1980-х годов. IMAX 3D – это фактически аналог советской системы СТЕРЕО-70, идеи которой и легли в основу канадских инженеров по созданию технологии IMAX 3D, о чём они всегда говорят – своей технологии мы обязаны идеям и помощи советских специалистов, чьи объемные технологии стереокино и голографии были признаны лучшими в мире (премия ОСКАР институту НИКФИ (Москва) за эти технологии в 1991 году). В советской системе 3D кино СТЕРЕО-70, два кадра стереопары сразу и одновременно проецировались на светосильный металлизированный киноэкран через два поляризационных фильтра, установленных перед сдвоенным стерео-объективом кинопроектора. Это стало возможно благодаря применению киноплёнки широкоформатного кинематографа (70 или 65мм), где сразу на горизонтали одного кадра рядом могли размещаться два полноценных ракурса стереоизображения. Площадь каждого ракурса в итоге была даже больше, чем в традиционных системах обычного стандарта 35мм кинематографа, что существенно увеличивало качество итоговой визуализации. Нигде в мире, кроме IMAX, подобной технологии не применялось. И все существующие тогда и даже сегодня, в ХХI веке технологии съёмки и показа 3D кино, заведомо проигрывают советской системе объемного стереокино «СТЕРЕО-70».


Будущее безочкового объёмного кино за голографией. Голограмма - это не иллюзия, что присуща восприятию плоских стереопар в очках или при помощи автостереоскопии. Голографическое изображение - это точная волновая оптическая копия, волновая оптическая "скульптура" реального объекта, которая существует независимо от того, смотрим мы на неё или нет и даже регистрируется приборами как реальный оптический объект. Голографическое изображение имеет не только глубину и рельефность, но и по настоящему - третье измерение, так как голограмму объекта можно оглядеть со стороны и увидеть, что скрыто за объектом. В стерео (3D) это невозможно. Кроме того голографическое кино устраняет главный недостаток стереоскопии - физиологическое несоответствие того, куда направлен наш взгляд и что мы видим на самом деле. Т.е. голограмму смогут увидеть люди, даже с одним глазом, почувствовав глубину и рельеф при оглядывании запечатлённого объекта со стороны, что невозможно в стерео. Голограмма не вызывает утомляемости при просмотре, так как мы видим реальное изображение оптической волновой копии объекта.

Впервые голографический фильм - движущееся объёмное изображение, видимое так же, как и реальность - было продемонстрировано в СССР, в 1976 году (чёрно-белое, в 1984 - цветное) специалистами НИКФИ. Автор разработок в сфере голографического кино - Виктор Комар - живая легенда передовых технологий в мировом кино, он жив, я имел честь с ним общаться. По сей день никому в мире не удалось более повторить то, что было сделано в СССР командой под руководством В.Г. Комара, т.е. показать движущееся голографическое изображение. Вот эти
разработки, авторы приглашают инвесторов для открытия первого в мире голографического кинотеатра: http://www.nikfi.ru/works/holographcinema/holographcinema_13.html

Разумеется, патент, как и первенство, на это изобретение принадлежит России, но вне России определённые силы не заинтересованы в развитии этих технологий, но именно они диктуют сегодня условия развития кинематографа как такового.

Вывод: на сегодня качественной или доступной альтернативы очковым технологиям визуализации объёмного изображения нет. Автостереоскопия в виде линзо-растровых дисплеев - нечестный способ заработать деньги на потребителях. Но в результате - это обман, так как никто не станет снимать фильмы 12 камерами, а генерация ракурсов на компьютере - обман потребителя, схожий с обманом конвертации из плоских изображений в 3D. Вспомните ужасный пример такой конвертации "Щелкунчик и крысиный король". 

В заключении я приглашаю всех посетить мою страницу сайта или сервер YouTube, https://youtu.be/L6YcTinvMD4  

где можно посмотреть 3Dфильмы и ролики, снятые студией «daurov-stereo»,отмеченные дипломами Российских и международных фестивалей 3D кино.
© Игорь Дауров, 2012 год. Съёмка и производство 3D фильмов. http://daurov-stereo.ru/