Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Кино 21 века – Есть ли будущее у Российского стереокино?



Тем, кому сегодня около 40 и более, наверняка помнят старые добрые 70-е, 80-е годы теперь уже прошлого столетия и сказочно-волшебный мир стереокино в стране, которой больше нет – СССР. Стереокино - так тогда у нас, да и во всём мире называли особый вид кинематографа, где при помощи специальных технологий съёмки и показа изображения можно было, придя в кинозал, надеть стереоочки, погрузиться в незабываемую сказку с тремя измерениями пространства киноизображения. Экран становился окном в мир совершенно новой реальности, никогда прежде человеком не виданной.



Сегодня стереокино или, как его теперь называют - 3D-stereo, переживает во всём мире свою третью волну возрождения. Это связано с приходом новых цифровых технологий показа и съёмки стереофильмов. Число новейших стереозалов во всём мире начало расти с 2007 года. В Америке их уже 1800. В современной России, где общее число всех действующих кинотеатров едва приближается к полутора тысячам, число специально оборудованных новейшими проекционными стереосистемами цифровых 3D-залов за первое полугодие 2010 года выросло до 437. Крупнейшая сеть кинотеатров в США «Regal Theaters» приняла решение оборудовать технологией трехмерной визуализации 1500 своих новых кинозалов, доведя количество кинотеатров с технологией 3D в своей сети до 3500.

Электронная версия авторcких мастер-классов Игоря Даурова "Практика съёмки и монтажа 3D фильмов"

Финансовая же сторона дела такова, что фильмы, представленные в 3D-формате, помогают дистрибьюторам и кинотеатрам собирать в пять-шесть раз большую кассу, чем обычные. Таким образом, одним из самых благополучных сегментов в киноиндустрии во время кризиса остается стереокино. И, по словам участников рынка кинопроката, именно благодаря этому направлению кинотеатрам удается поднимать цены на билеты и увеличивать свою прибыль. Но здесь для самого производства стереофильмов, как и обычного кино, имеет значение количество залов, с которых можно собрать кассу и не только окупить затраты на производство стереофильмов, но и заработать прибыль.

Напомню, что в СССР общее число киноустановок составляло около 157 тысяч единиц, сейчас же у нас насчитывается всего около 1400 современных кинозалов. Именно из-за малого количества российских кинотеатров, наши картины никогда не соберут больших денег в прокате, а значит, производство российского кино сегодня не рентабельно и ждать прорывов в этой сфере пока не приходится. США, являясь крупнейшим производителем на мировом кинорынке, легко собирает кассу, диктует киномоду, прокатывая голливудские картины по всему свету. Но американцам хватило бы только одной своей страны, чтобы работать с прибылью, число кинозалов им это позволяет. Мы же, разрушив в 90-е годы прошлого столетия государственную систему кинопроката, ничего не создали взамен, сами себя лишили отечественного кинематографа и поставили крест на его дальнейшем развитии. Исчезли деньги, поступающие от проката российских фильмов, рухнуло и кинопроизводство. Отсюда удручающее положение с качеством и содержанием наших кинолент последних 19 лет. Естественно, окупить затраты производства стереофильмов, если бы они делались в России сейчас, просто невозможно, имея всего 159 залов. Именно поэтому к нам быстренько пришли всё те же американские кинопроизводители в лице студии Уолта Диснея, где ею у нас в 2009 году при участии студии Н. Михалкова «Три Т» снят фильм-сказка с российскими актёрами «Книга мастеров». Производство и постпроизводство картины доверено российским специалистам, но под контролем продюсеров и профильных специалистов студии Уолта Диснея. Премьера картины анонсирована на 29 октября 2009 года. Трейлер фильма показывают в стереоформате в 3D кинозалах, чтобы привлечь зрителя, однако сам фильм снят в обычном варианте.










Кадры из кинофильма «Книга мастеров»

Бюджет картины «Книга мастеров» 8 миллионов долларов – по американским меркам кинопроизводства – сущая мелочь. Как говорится, дёшево, выгодно, ведь равноценный труд специалистов – режиссёров, кинооператоров, актёров в России оценивается на порядки ниже, чем в Европе или Америке. А вот производственный бюджет стереофильма Джеймса Камерона «Аватар», анонсированной на декабрь 2009 года, к примеру, составил около 300 млн. долларов, это не считая почти такой же суммы, потраченной ещё и на на рекламу фильма… Как известно "АВАТАР" принёс создателям невероятные прокатные сборы  в  истории кинематографа - более 2 миллиардов долларов!

Но с чего всё начиналось? Почему человек не стал довольствоваться плоским изображением картины, фотографии или кинематографа?

Стереокино появилось почти одновременно с изобретением французских инженеров-промышленников - братьев Луи и Огюстом Люмьер традиционного массового кинематографа в 1895 году. Первые опыты в области объёмного кино были осуществлены Луи Люмьером уже в 1896 году. Однако задолго до него, даже задолго до появления фотографии разными изобретателями предпринимались попытки вдохнуть жизнь в плоское изображение, приблизить его к реальности. В изобразительном искусстве, например, в живописи пространственную составляющую на плоском холсте передавали путём построения особой композиции картины – использовали перспективу, светотень, перекрытие одних объектов другими…

Пытливый ум разных изобретателей порождал разнообразные хитроумные и простые приспособления для просмотра стереоизображений их двух плоских картинок – стереопар. 1829 год – англичанин Элиот предлагает собственное устройство для индивидуального наблюдения стереокартинки – стереоскоп. Это был ящик с двумя отверстиями для глаз с одной стороны и узкой щелью с противоположной. Картинки стереопар, нарисованные при помощи специального устройства, позволяющего механически повторять движения руки художника, рисующего одну картинку, рисовать автоматически вторую, но со сдвигом ракурса, располагались напротив щели ящика. Один человек мог наблюдать зеркальное стереоизображение.

Затем, с появлением фотографии, стереоскопы в той или иной их модификации, стали довольно распространенным развлечением среди знати, высших и средних сословий, вплоть до диапроекции - «волшебного фонаря», где применялись две окрашенные в дополнительные цвета стереопары на стеклянных фотопластинах и просмотр стереоизображения был возможен при помощи таких же пар светофильтров в виде лорнета. Известно, что Лев Толстой сам увлекался стереофотографией на стеклянных пластинах, осталось немало стереопарных даггеротипов писателя.

Но решающим и эпохальным моментом для стереоскопии было, конечно же, появление кинематографа – движущегося изображения, зафиксированного на целлулоидной плёнке.





Первые демонстрации кинофильмов, сюжет "Политый поливальщик».
Первый в мире кинофильм, сюжет «Прибытие поезда», Париж, 1895 год.

Вскоре после осуществлённых Люмьерами первых в мире массовых публичных киносеансов в Париже, Луи Люмьер приступает с поискам по осуществлению стереопоказа. Это был метод анаглифа – когда два чёрно-белых моноизображения, снятых двумя синхронными кинокамерами, смещённых по горизонту, окрашивались в цвета, дополнительные друг к другу, например - левое изображение в красный, а правое в синий. Проекция велась путём механического наложения одной плёнки на другую, а зрителям выдавали очки с соответствующими фильтрами для глаз.





Луи Люмьер
Киноаппарат Люмьеров

В Россию кинематограф пришёл, как известно, с некоторым опозданием, ну а о стереокино здесь в те годы и не слыхивали… Но известно и то, что русские долго запрягают, но быстро едут. Так впоследствии и произошло. Советский Союз, начиная с 1925-30-х годов и вплоть до 1991 года становится одним из мировых лидеров по научным разработкам, их внедрению, по технологиям в области голографии, стереокино и производству стереофильмов.

К 1940 году в СССР был закончен расчёт и сконструирован первый в мире стереоэкран со светопоглощающим растром. Этот метод показа стереоизображения не требовал никаких очков для просмотра. Объёмное изображение наблюдалось зрителями «автоматически». По этой технологии был снят стереофильм «Концерт», который демонстрировался с 1941 года в Москве, в кинотеатре «Москва» (ныне дом Ханжонкова). Это был первый в мире коммерческий показ стереофильма без очков. Фильм и технология надолго опередили своё время, необычность зрелища, ощутимая пространственность изображения способствовали небывалому успеху этого метода. Но в том же 1941 году на СССР вероломно напала нацистская Германия, началась Великая Отечественная война за освобождение страны от оккупантов.

Все разработки были свёрнуты, ресурсы и люди направлены на единственную задачу – уничтожение врага. Конечно, мы были отброшены на какое-то время назад в научном, технологическом плане. В то же самое время под мирным небом Америки активно ведутся аналогичные разработки специалистами, ринувшимися сюда из воюющей Европы ради спасения, денег и славы. Многочисленные учёные, кинематографисты нашли прибежище здесь и получили возможность беспрепятственно работать над новыми идеями.

В 1948 году, едва начав оправляться после страшной войны, но выйдя из неё победителем, СССР вновь организовывает работу научных институтов, среди них Научно-исследовательский кино-фото институт (НИКФИ) в Москве. Здесь вновь создаётся лаборатория стереокино.

В 1960-е годы завершена работа по созданию и массовому внедрению системы стереокино «Стерео-70». Этой системе отечественного стереокино, ввиду многих параметров, не имеющих аналогов за рубежом, почти сразу же суждено было стать эталоном для мирового стереокинематографа. По стране развертывается строительство сети стереокинотеатров по поляризационному принципу сепарации изображения. К 1990 году в 40 городах страны успешно функционировали современные стереокинотеатры. Для зрителей это был очковый метод просмотра, выгодно отличавшийся от предшествующих систем как в стране, так и в мире. В СССР в 1960-е, 80-е годы было снято около 30 стереофильмов, среди них полнометражные игровые художественные, видовые и анимационные.





Кадр стереофильма на негативной 65мм киноплёнке системы «Стерео-70»
Российская кинокамера для съёмки стереофильмов по системе «Стерео-70»

Этот уникальный опыт советских специалистов не мог быть не замечен. В 1991 году Американская академия кинематографических искусств и наук наградила премией «Оскар» отечественную систему «Стерео-70» в номинации «За техническое достижение», признав официально нашу систему стереокино лучшей в мире! Несмотря на то, что американцы раньше нас внедрили стереоскопию в театральный показ, наша стереоскопическая техника была ими же признана лучшей. К слову сказать, и сегодня за пределами России не решён вопрос съёмки стереофильмов одной камерой, а недавние тесты нашей стереокамеры, проведённые иностранными кинематографистами, показали, что и в 21 веке она вне конкуренции: www.stereokino.ru/testing Научно-исследовательский кино-фото институт (НИКФИ), г. Москва и сегодня остаётся Alma Mater российского объёмного кинематографа. Новейшие разработки в области стереокино и голографии здесь не прекращались не смотря ни ни что. Александр Мелкумов - известный как в России, так и в мире специалист НИКФИ ныне возглавляет Научно-творческий Центр "СТЕРЕОКИНО", развивая технологии съёмки и показа стереофильмов как на плёночной, так и на цифровой базе. С подробностями Российских технологий в области стереоскопии можно ознакомиться на сайте: http://www.stereokino.ru







Научно-исследовательский кино-фото институт, г. Москва (НИКФИ)Вручён «Оскар», 1991 год
Российская облегчённая кинокамера 3D-stereo

Но столь высокое и заслуженное признание наших разработок мировым кинематографическим сообществом пришло на пору великих потрясений и перемен в стране, которая вскоре просто исчезла с мировой политической арены.

Всем известны события 1991 и последующих лет, справедливо оцененных как крупнейшая геополитическая катастрофа 20 века – крушение СССР. Вместе с великой страной рухнул и отечественный кинематограф, наука, культура, были забыты все значимые и перспективные достижения за прежние периоды развития страны.

Мы оказались в западне лжи, несбывшихся обещаний и пустых надежд на лучшее будущее…

В России был полностью уничтожен и стереокинематограф, производство фильмов остановлено. В это же самое время на западе появляются всё новые грандиозные зрелищные киноаттракционы, среди них и кино на гигантском киноэкране – АЙМЕКС и ОМНИМАКС, развивается и совершенствуется стереокино и технологии театрального показа объёмных фильмов.





Кинокомплекс IMAX
Объёмный кинопоказ 3D-IMAX

Но надо вспомнить ещё и о том, что в СССР также впервые в мире был осуществлён показ голографического кинофильма. А было это в 1976 году. Сделано это было группой советских учёных – специалистов НИКФИ под руководством Виктора Григорьевича Комара. А ведь никто в мире и по сей день не смог осуществить этого! Такова была наша наука в СССР, таковы были её научные кадры, таков был наш интеллектуальный потенциал нации…

Разработки в области голографического кино велись во всём мире, во Франции, Японии, Германии, Англии, особенно активно этим занимались в Америке. Но дальше съёмок – фиксации голограммы на плёнке никому из научных коллективов этих стран не удалось пойти. Не была решена главная проблема – проекция голограммы на экран для массового показа. Однако только в СССР под руководством Виктора Комара учёным НИКФИ удалось разработать и внедрить весь технологический комплекс от съёмки до проекции цветных голографических фильмов.

Что такое голография? Это такой способ передачи визуальных образов реальных предметов, при котором без всяких очков полностью воспроизводится реальная пространственная оптическая картина объекта, запечатлённого на голограмме. При этом найти разницу между оригиналом объекта и его голографическим образом почти невозможно. Кроме того, зритель может оглядеть изображение со стороны, заглянуть за предмет и увидеть то, что за ним было скрыто… Голография лишена всех недостатков, присущих стереокино – утомляемости зрения, афизиологичности восприятия, невозможности просмотра при дефектах зрения.

Когда в октябре 1976 года нашими учёными из НИКФИ был продемонстрирован первый в истории человечества голографический фильм, а было это на конференции УНИАТЕК, редактор британской энциклопедии по телевидению писал позже в английском журнале «БКСТС джорнал»: «Делегаты конференции, которые видели подлинные результаты работы советских учёных, имеющие огромные и ещё не осознанные возможности, почувствовали, что они присутствуют в исторический момент, сравнимый с классическими демонстрациями пионеров прошлого в кино и на телевидении».

Виктор Григорьевич Комар, которому исполнилось недавно 95 лет, ныне здравствует и продолжает заниматься научными разработками - внедрением систем голографии на современной базе для коммерческого кинопоказа. Этого человека знают и почитают во всём мире, он член престижнейших научных сообществ планеты, биографические справки о нём включены в книги «2000 интеллектуалов 21 столетия» и «Кто есть кто в мире» (Who’s Who in the World), где отмечены только те, кто внёс весомый вклад в совершенствование современного общества.





Виктор Григорьевич Комар, Москва 2009 год
Экспериментальный голографический экран и объёмное изображение - проекционная голограмма (НИКФИ)

В 1997-98 году под руководством В.Г. Комара шла активная подготовка к съёмке первого в мире цветного полнометражного голографического кинофильма, режиссёром которого должен был быть выдающийся советский режиссёр и актёр, истинный художник и подвижник кино - Ролан Антонович Быков. Однако преждевременная кончина Ролана Быкова не позволила осуществить эти планы…С уходом из жизни Ролана Быкова исчез с экранов и детский кинематограф, в современной России его не существует. А в этом направлении у нас тоже были мировые достижения. Фильм Роланы Быкова «Айболит-66» был новаторским прорывом новейших технологий кинопоказа. Впервые был применён метод «вариоэкрана», где герои могли, словно выходить за рамки полотна изображения, обращаться к зрителю. И само изображение в нужный момент варьировалось - геометрически видоизменялось от стандартного формата привычного киноэкрана до гигантского полотна, охватывавшего высококачественным изображением, снятым на 70-мм киноплёнку - пространство от потолка до пола и от стены до стены кинозала…





Момент «входа» в экран актёров в фильме «Айболит-66»
Кадр из фильма «Айболит-66», снятого по системе «Вариоэкран»

А что же есть нового за 19 лет в нашей стране, в нынешней демократической и свободно идущей куда-то России? Виктору Комару необходимо всего около 10 миллионов долларов (заметьте – не миллиардов), чтобы в Москве был открыт первый в мире и истории человека голографический кинотеатр! Эта сумма в двадцать раз меньше той, что Голливуд тратит сегодня на создание одного фильма - блокбастера. Средств этих не даёт никто, ни государство, ни нефтегазовые корпорации-миллиардеры, ни известные всем российские олигархи, которые порой не могут придумать, куда им деть эти самые капиталы… Мы больше не великая страна? Нам не свойственно чувство гордости и величия за нашу Родину, её прорывы в науке, культуре? Кто мы и куда идём теперь?

Мне было горько, обидно за страну, стыдно за себя и за нас всех, когда мне выпала честь познакомиться с Виктором Григорьевичем Комаром в мае 2009 года на конференции по технологиям объёмной визуализации в Москве, пообщаться с этим невероятно скромным человеком, а говорил он не о себе, не о проблемах, а о людях, с которыми работал все эти годы, о талантливых учениках, о реализованных нынешних и перспективных в будущем проектах в области кинематографа, голографии, объёмного кино и телевидения… Получается, что нигде в мире нет аналогов столь абсолютно уникального кино, которое у нас же оказалось никому не нужно! За нами очевидный приоритет, это те самые эксклюзивные инновационные технологии, о которых так много твердится с высоких трибун. Но, очевидно, вовсе не стыдно чиновникам и олигархам современной России швырять деньги, вырванные ими от земли русской на собственные утехи. И не задумываются они, что наречёт им время имена тлена и забытья…

Но за пределами нашей страны ничего не останавливалось - за все эти годы полного забвения в самой России, стереокино вновь вышло на авансцену мирового коммерческого кинопоказа. В мировом прокате 2008 год стал отправной точкой новой волны развития стереокино. На западе придумали новый бренд этого вида кинопоказа – «3D-films» или «3D-stereo films». В Российском варианте после названия фильма делают просто приставку – 3D. В мае 2008 года вышел в свет объёмный фильм-концерт известной рок-группы «U-2», снятый на современной цифровой базе, он так и назывался: «U-2 3D». Фильм произвёл шок у зрителей и принёс невероятную прибыль его создателям. Эффект полного погружения в среду музыкантов группы, эффект присутствия зрителя на сцене, а также внедрённые в реальное изображение 3D модели просто потрясли тех, кто видел это зрелище. В Америке как грибы после дождя стали открываться новые и переоснащаться старые кинотеатры под стереопоказ. Сегодня цифровая проекция, по-сути универсальный конструктор, ведь тот кинозал, что имеет цифровой проектор, может быть легко дооснащён под стереопоказ.

Именно 2008 год показал, что прибыль от проката стереофильмов примерно в 3,5 раза превышает сборы от показа традиционных картин. Несмотря на почти двойное увеличение в цене билета на стереофильм, на сеанс порой невозможно купить билет, а приходиться бронировать места за сутки… 2009 год ставит новые рекорды в истории стереокино, ежемесячно на 3D экраны выходит по 2 новых стереофильма, киностудии Голливуда, дистрибьюторы включились в своеобразную гонку, кто станет новым лидером на рынке производства и проката стереофильмов.



Цифровая система стереопоказа (НИКФИ) Москва


Российская цифровая 3D-stereo камера (НИКФИ)

В России число цифровых стереозалов также неуклонно растёт, несмотря на экономические проблемы в стране и мире. В Москве по состоянию на июнь 2010 года  открыто более 100 цифровых залов с системой 3D показа! В Санкт-Петербурге - около 50 таких залов... Регионы тоже начали развивать этот вид кинопоказа. В Ростове-на-Дону, к примеру, за последние два года открыто уже 12 современных цифровых стереозалов, а всего в России на июнь 2010 года зафиксировано около 450 стереозалов нового поколения. Для сравнения: в Америке на аналогичный период насчитывалось 1800 стереозалов. В России же суммарное число всех современных залов, где сегодня показывают и обычные и 3D кинофильмы с многоканальным звуком, не превышает 1400 едениц. Комментарии, как говорят, здесь излишни, увы и ах…

Искусствоведы, кинематографисты и просто зрители продолжают спор сегодня о роли и месте стереокино в современном кинематографе. Одни считают его самостоятельным, новым, малоизученным видом искусства с невероятными пластическими возможностями, выразительными средствами и большим будущим. Другие также выделяют его из общего ряда, но помещают в раздел развлекательного аттракциона. Вспомним, однако, что на заре кинематографа Люмьеровские киносеансы светская публика пренебрежительно именовала «балаганом для нищих» и «временным аттракционом». Однако уже через пару десятков лет кино стало новым видом искусства, пред которым снимали шляпу даже коронованные особы.

Что ждёт стереокино завтра, не знает никто. Станет ли объёмный кинематограф удачной альтернативой традиционному кино или сменит его на поле киноискусства навсегда, неизвестно. Это будет зависеть и от нас, зрителей и от художников, творящих современное киноискусство, и от технологий, которые тоже создают люди. Влияние стереокино пока не изучено и с точки зрения восприятия нашей психикой и сознанием.

Ясно одно – стереокино, как и естественное стремление человека видеть на экране знакомый ему мир в объёме, не исчезнет, оно будет жить, развиваться, видоизменяться. Будет совершенствоваться техника съёмок и технология показа, наступит век и для голографии, а мировые производители будут извлекать из этого немалую прибыль. Но коммерческие идеи такого рода появляются и реализуются сейчас за пределами России, а потом нам же всё это продаётся. Однако, несмотря ни на что, и сейчас в нашей стране не прекращаются научные разработки в области объёмного кинематографа, а занимаются этим настоящие подвижники, люди преданные профессии и кинематографу.

Но где будем все мы, наша страна в этом процессе завтра, каково будет наше влияние на мировой кинематограф, зависит не только от учёных. Россия традиционно всегда была сильнейшей мировой кинодержавой. Отечественный кинематограф прошлого стал учебником для молодых специалистов всего мира, которые оттуда черпают идеи для голливудского киноконвейера и сейчас. Неужели нам сегодня и в будущем уготована роль отсталых аборигенов, готовых отдать всё за бусы из стекла, за радость просмотра стереокино, голографии, неужели в мировой истории, как и в истории кино, мы готовы стать лишь зрителями, которые довольствуются мешком попкорна и банкой колы?

Автор данной статьи мечтой из детства пронёс любовь к стереокино через все эти годы. Сегодня я вношу свой весьма скромный посильный вклад в развитие стереокино в России, являясь автором собственной действующей технологии съёмки и производства стереофильмов малобюджетного производства.

Но в одиночку в любом деле не одолеть объективные экономические и организационные моменты. Поэтому я приглашаю заинтересованных людей во власти, бизнесе к сотрудничеству. Вместе мы прославим Донской край, станем первыми, кто в истории Дона и Кавказа - регионов России, начнёт производство стереофильмов. Кроме того, это ещё и перспективный сектор нового бизнеса в сфере кино-видеопроизводства.