Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Как снять 3D фильм? Проблемы современного 3D кино и пути их преодоления

Хотите научиться грамотно снимать 3D кино?
"Практика съёмки и монтажа 3D фильмов" - учебно-практическое руководство-пособие на основе оригинальных мастер-классов Игоря Даурова.

Данная статья опубликована автором в журнале "Мир Техники кино" № 21, 2011 год в оригинальном названии:
"Об отрицательных сторонах переноса приёмов съёмки и монтажа из современного плоского в стереоскопическое (3D) кино и о путях преодоления данной проблемы"

автор: И.Г. Дауров - член Союза кинематографистов РФ, режиссёр-стереограф, автор научно-практических публикаций и докладов в области объёмного кино, участник и докладчик научно-практических конференций по стереоскопии в г. Москве в 2009-2011 г.г., победитель первого фестиваля стереокино в России 2010 года. Специальный диплом жюри фестиваля Арт-кино в 2011 году "За вклад в развитие стереоскопического кино в России". Победитель второго Международного фестиваля 3D фильмов в Москве в 2011 году (документальный 3D фильм "Северный путь"), лауреат фестиваля стерео-фильмов в Сан-Франциско в 2010 году, автор документальных 3D фильмов: "Каяльские зарисовки", "Прогулки по Ростову-на-Дону", "Новочеркасский технологический техникум-интернат", "Velorostov-CUP. Кросс-кантри 2010", "Северный путь", "Легенды Абхазии"




Новая «эра стереокино», или как сегодня именуют этот вид кинематографа - 3D кино, связанная с внедрением цифровых технологий в процесс демонстрации и съёмки стерео-фильмов, обнажила ряд довольно острых проблем, прежде всего в вопросе съёмки стерео-фильмов, что может помешать процессу дальнейшего укоренения стереокино в коммерческом массовом кинопроизводстве. На некоторых из таких проблем я и хотел бы акцентировать внимание, исходя из своего опыта и как зрителя 3D контента, и как практика в области цифровой съёмки 3D фильмов.

Основная проблемы современного стереокино, как я полагаю, заключается в том, что в многолетних промежутках «волн» - этапов его развития и очередного нового витка выхода в коммерческий массовый кинотеатральный показ, между широким кругом специалистов, принимающих участие в создании стерео-фильма почти нет никакой преемственности. Нет передачи, что называется «из рук в руки» прежде всего положительного опыта, полученного за годы работы в стереокино от одного поколения кинематографистов к другому.

И в результате с каждым новым витком прихода стереокино на массовый киноэкран, новое поколение специалистов вынуждено раз за разом повторять ошибки предшественников, что отрицательно сказывается на положительном, поступательном развитии стереокино. Ибо всякий раз требуется время, определённый путь, полный ошибок и накопления хоть какого-то опыта. Между тем эти факторы отрицательно влияют на позитивное восприятие тренда 3D кино современным массовым зрителем. Ибо тот вынужден смотреть им же оплаченный по-сути сырой полуфабрикат, а порой и откровенный брак стереоскопии как творческий, так и технический.

Путь преодоления этой проблемы заключается в как можно более массовом производстве стереофильмов и закрепления этого вида кинематографа как самостоятельного бренда, возможно – основного для коммерческого кинематографа с одной стороны, и создание сети киношкол по обучению и переобучению специалистов для работы в стереокино с другой, а также развитие и поддержка некоммерческого направления стереокино в России не только со стороны многочисленных энтузиастов-одиночек, частных корпораций, но и со стороны государства. Ибо процессом обучения кадров для стереокинематографа и телевидения никто, кроме государства всерьёз на данном этапе развития рынка кино в России, заниматься не станет. 

Другая отрицательная сторона современного стереокино – слишком слабое использование возможностей стереоскопии, почти полный отказ от вывода предметов в зальное и предэкранное пространство. Сегодня «моду» на стереокино диктуют производители в Америке, но студии Голливуда задают некий «образец» не только того, что снимать, но и как снимать. Сейчас 3D фильмы снимаются таким образом, чтобы всё изображение стереофильма воспринималось зрителем за рамой киноэкрана и с минимальной глубиной стереопространства. Возникает эффект «окна», где в искусственно ограниченном пространстве средне-крупных планов происходит действие. Это существенно снижает восприятие трёхмерности фильма и не оправдывается вполне естественное, справедливое ожидание зрителя от посещения стереокинотеатра иных ощущений, чего-то нового, оригинального. По этой и другим причинам, связанными с попытками внедрить в производство стереофильмов современной модной неуклюжей пластики традиционного кино, так и другими факторами, уже наметилась тенденция к снижению зрительского интереса к 3D фильмам. 

Примечателен, однако, тот факт, что, к примеру, такие фильмы, как, «Пила» или «Пункт назначения», которые, как я считаю, вообще нельзя было снимать в стерео, исходя из обилия там ничем не оправданных сцен жесточайшего насилья и натуралистичной детализацией кровавых сцен, из которых собственно и строился весь сюжет, сняты были на удивление грамотно с точки зрения стерео, чего не скажешь о нормальных по содержанию 3D фильмах. Исключение, по моему мнению, составляет лишь единственная студия по производству анимационных 3D фильмов «Dream Works», и такие её картины как: «Шрек навсегда» и «Как приручить дракона» могут считаться эталоном современной стереоскопии в кино, в анимации в частности. Приятной неожиданностью с точки зрения грамотного использования пластики стереокино для меня стал и 3D фильм Российского производства «Самый лучший фильм 3дэ» - кинооператор Улугбек Хамраев, консультант по стереографии Александр Мелкумов. Однако, несмотря на почти безупречную стереоскопию, содержание фильма оставляет желать лучшего…

Кстати, среди фильмов американского и западного производства, снятых в реальном стерео и на реальной натуре, я не могу назвать ни одного, где бы стереоскопия хотя бы приблизилась к уровню грамотности блестяще реализованной стереосъёмки «Самого лучшего фильма».

Но я не призываю вновь превратить стереокино в весёлый аттракцион, однако сейчас американские производители бросились в другую крайность.

Ясно, что чрезмерное увлечение как выводом предметов в зальное пространство, так и их полное отсутствие, неизбежно ведёт к резкому снижению у зрителя интереса к стереокино. Таким образом, режиссёру, кинооператору, снимающему стереофильм, важно соблюсти баланс всех пластических возможностей объёмного кино, творчески применив их сообразно сюжету, драматургии и сценария фильма.

Экран в стерео-кинотеатре только условно можно сравнить с окном, в раме которого (на плоскости экрана и вблизи неё) располагают сюжетно важные предметы или персонажи, на которые зритель должен обратить внимание в первую очередь. В этом случае главное – правильно выбрать значения дистанции рампы, чтобы расположить эти объекты в точности с задачей.

За этой условной рамой – в глубине экрана, располагается основное действие картины, а в зал проникают предметы, которые могут там оказаться вследствие сюжетного действия, режиссёрского замысла, естественной эстетики восприятия объёмного изображения.

Отдельная, весьма болезненная тема в современном стереокино – это крупный план человека. Известно, что для наилучшего зрительного восприятия с точки зрения естественности и комфорта, в стереокино предпочтителен масштаб, панорамность снимаемых сцен, перспективность, классическая изобразительная композиция.

Но сегодня мы видим, что стереофильмы преимущественно снимают с использованием тех же пластических средств, что и в традиционном кино: увод в нефокус заднего плана, перевод фокуса с одного персонажа на другой внутри кадра, построение кадра крупного и среднего (а иногда и общего) планов людей в виде усечённых композиций, когда срезается голова персонажа, слишком короткие планы, тотальное отсутствие пространства в кадре и общих планов. Эстетика примитивизма, навязываемая зрителю в последние 10-летие в традиционном кино перекочевала и в стерео.

Для чего это делается – непонятно. Но есть ощущение, что в мировом кино наблюдается резкий дефицит на профессию кинооператор. Ведь по опыту прошлых лет в стереокино, давно было известно, что съёмку крупного плана лучше реже осуществлять длиннофокусной оптикой, так как при этом объект изолируется в пространственной композиции, что делает стереокартину плоской в восприятии, резко снижает её глубину. При этом при съёмке стереофильма кинооператорами игнорируются как монокулярные факторы стереоскопии, так и бинокулярные.

Кстати, этим часто грешит и Голливуд и Российский кинематограф. Печально, но надо признать тот факт, что кинооператоров перестали качественно обучать своему ремеслу. А ведь, всё что требуется от кинооператора в стереокино – вспомнить основы классической композиции в кадре, плюс знание несложных азов стереоскопии и особенности пластики стереокино.

Вообще, меня крайне заинтересовал вопрос, откуда у кинооператоров пошла мода на такую экранную «эстетику», когда «режутся» головы при компоновке крупных планов лиц. Если пересмотреть работы мастеров изобразительного искусства прошлого, начиная от итальянского ренессанса и до абстракционистов и модернистов, ни у кого из них, подчёркиваю, ни у кого из мастеров своей эпохи и классиков конкретного направления не встречается подобная композиция! Более того, картины признанных мастеров эпохи возрождения, классицизма и вплоть до середины 20 века – это просто школа стереографии при построении композиции!






Примеры «классической» композиции в стереокино
(смотреть в анаглифных очках)








Уважаемые друзья, полная авторская версия данного материала теперь доступна в книге Игоря Даурова "Практика съёмки и монтажа 3D фильмов", ознакомиться с содержанием книги и приобрести её (PDF) можно по указанной ссылке.

© Игорь Дауров, www.daurov-stereo.ru Съёмка и производство 3D кино нового поколения.