Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

"АВАТАР 3D" Cameron James – начало новой эры стереоскопического кинематографа?



Благодаря Джеймсу Кэмерону стереоскопический кинематограф получил шанс стать новым видом киноискусства, покинуть отведённую для него прежде роль киноаттракциона и только. Был ли такой шанс у Российских кинематографистов? Могли ли подобный прорыв осуществить мы? ДА, МОГЛИ! И были все предпосылки для этого.

В далёких теперь 70-80 годах прошлого столетия в стереокино нам не было равных. В 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма. Это реалистичное объёмное кино без всяких очков, где предметы столь достоверны, что их можно оглядеть со стороны. Это по сей день не смог больше повторить НИКТО в мире! А в области очкового стереокино с американцами мы шли нос в нос, но в сфере технологий голографического кино (а это будущее объёмного кинематографа) мы их обогнали лет на 25. Как это? Поясню чуть позже. А сейчас не могу не поделиться своими впечатлениями и размышлениями после просмотра картины «АВАТАР».


Этот стереофильм или как сейчас принято называть объёмное очковое кино – 3D фильм, я посмотрел на самом большом экране юга России – синий зал кинокомплекса «Плаза синема» – Ростов-на-Дону. Но возникло острое желание посмотреть картину ещё раз, в более комфортной обстановке, которая, как я по своему опыту убедился, есть в 3D кинозале Чарли на Западном, платформа 1. Комфортно смотреть 3D фильмы в этом зале, где всего 15 рядов, если Вы расположитесь на 7-9 ряду по центру. 

Что сказать? Конечно, в истории стереокино такого кинозрелища, которое разворачивается перед зрителем на протяжении 160 минут, мировой кинематограф ещё не знал.

«Аватар» - знаменует собой начало качественно новой эры стереоскопического кино и Кэмерон своим примером открывает широкую дорогу в мир стерео кино 21 века. Дана негласная отмашка всем мало-мальски значимым кинорежиссёрам, продюсерам и кинокомпаниям, которые до сей поры считали стереокино забавным киноаттракционом. Теперь аттракцион стереокино останется в диснеевских парках. А кинематограф всё же не с первой попытки (это третий приход стереокино в кинотеатры за последние 70 лет), но родил новый вид искусства – стереокино! Свершилось! То, чего так долго ждали кинематографисты и зрители. Начинается гонка за потенциального зрителя стереокино, следующий, а особенно 2011 год это наглядно покажет. Немаловажную роль в этом вопросе сыграла финансовая составляющая. Это и невиданные затраты на производство – около 500 млн. долларов и такие же невиданные ожидаемые кассовые сборы. Напомню, что цена билета в стереокинотеатре в два-три раза выше обычного.

Кэмерон уже не раз был первопроходцем, новатором в масштабах, изменивших мировое киноискусство. Но то, что он сделал сейчас – войдёт в историю кино как самое значимое и самое влиятельное на судьбу кинематографа его достижение.

Теперь по существу: фильм состоялся, это да. Я и многочисленные зрители получили эйфорический восторг, покидая зал после просмотра картины. О чём кино? Собственно, Кэмерон позволил себе ещё раз ненавязчиво намекнуть миру, что путь технократической цивилизации – гибель для всех нас. Это было и в Терминаторе. Однако в «Аватаре» всё намного хуже – человечество разрушило свою собственную планету и приступило к тому же на чужой, развязав геноцид местного населения. Кэмерон от лица всех американцев даёт некую сатисфакцию по этому поводу. Ведь в своё время американцы практически полностью истребили коренное население Америки – индейцев. Параллели здесь недвусмысленны. На Пандоре  местное население столь же беззащитно с луками и стрелами против жутких машин, бомб и пуль, как американские индейцы с теми же стрелами и луками против европейских завоевателей этого континента. Сначала попытка подкупа и обмана, а потом – бойня за прибыльные минералы планеты.


Сюжет





Фильм необычайно красив и его можно смотреть, вообще не думая о незатейливом сюжете, полностью отключив разум. Ты без сомнения веришь в то, что где-то есть такая планета с её причудливыми формами жизни, и всё, что есть на ней – переплетено в единое живое целое, окутанное сакральными смыслами. И можно наслаждаться красотами, созданными талантливыми художниками и аниматорами, заряжаясь позитивом. А вот будущие жители планеты Земля в лице всё тех же американцев оказываются полными уродами и засранцами, которые в погоне за прибылью готовы на всё. Старо как мир, как сам человек. Но среди этих же дебилов находится и мессия – бывший солдат, инвалид, прикованный к коляске. Всё как всегда – плохие американцы сначала заваривают дурно пахнущую кашу, ставя мир на грань катастрофы, а потом кто-то из самих же засранцев, осознав и перевоспитавшись в сильном эмоциональном потрясении, (куда же без любовной то интриги) героически этот мир спасает. Хэппи энд.

Однако по законам жанра кто-то из ближайших подвижников мессии должен непременно жертвенно умереть, уравновесив так сказать положение выжившего и победившего героя. Так оно и есть. Не все оказываются уроды среди солдат, находится она – женщина в форме, ослушавшаяся приказа главнокомандующего, она так же легко и непринуждённо идёт против своих, как 5 минут назад готова была стрелять в беззащитных аборигенов Пандоры. Приходит на ум крамольная мысль - неужели это и есть сущность американских вояк? Непонятно, на что именно намекает Кэмерон в современной истории, хотя и здесь параллели тоже очевидны. Вспомним Югославию, Ирак. Жертвенной должна стать и ислледовательско-гуманитарная миссия второй женщины – биолога, которая пытается навести мосты между аборигенами Пандоры и уродами американцами с земли. Безрезультатно. В самом деле - американцы способны транслировать свой вариант понимания демократии только с позиции "сам дурак" и "мы знаем, как надо" и знакомое до боли: "не можешь-научим, не хочешь-заставим" Учат своих, заставляют, исключительно кнутом военной машины всех остальных, параллельно промывая мозг. Как вознаграждение за свои попытки она отправляется к прародительнице всего сущего Пандоры в вечную жизнь.

Вот здесь режиссёрский и продюсерский гений Кэмерона собственно и заканчивается, ибо начинается тривиальный шаблон, коим несть числа в американском же и мировом кино. Жаль. Хотя современный зритель в кино это аудитория от 15 до 25 лет. Парить мозг этой возрастной прослойке населения (по убеждению американских исследовательских фокус-групп) заумными поворотами сюжета и философскими сентенциями не стоит. Ещё раз промах. Сказав «а» в Терминаторе от Кэмерона ждали развития в этом направлении, а планка тогда им была поднята весьма высоко. И ведь интересно тогда было как подросткам, так и остальному населению. Это тот случай, когда кино было многослойным пирогом, где каждый мог вкусить доступный по вкусу кусочек. В «Аватаре» всё усреднено, всё поверхностно, мысль скользит где-то поверх сюжета, даже мимо него, уводя порой не то в мистику, не то в загадки по типу – понимайте как хотите.








James Cameron (Кэмерон Джеймс)

Кто он? Почему ему всегда удавалось приковывать зрителя к тому, что он создавал? Думаю, Кемерон снимает кино прежде всего для себя самого. И самый взыскательный и придирчивый зритель на планете к его фильмам - он сам. Если ему что-то не нравится, значит это будет не нравиться и всем нам. В Кемероне остался ребёнок, пацан, который хотел снять не так, как это делали взрослые дяденьки, а по своему. Он не понимал, почему они (эти дяди, что снимали во времена его детства кино) не видят, что это плохо, а вот это откровенная халтура, а вот здесь совсем не страшно, а здесь чучела вместо людей... Острая внутренняя неудовлетворённость от восприятия фальшивого кино, тянущаяся из детства и накапливающаяся годами и  привела Кэмерона  в большой кинематограф, чтобы революционно изменить его навсегда!  И  он свою мечту детства - увидеть подлинный, не вызывающий сомнений экранный мир, заставляющий чаще биться сердце, испытывать не зависимо от количества просмотров всякий раз подлинный катарсис, сполна реализовал. Теперь он сам творит историю кино.  И получилось ведь! Вот куда приводят мечты, если ты подлинно веришь в свою цель! Главная заслуга Кемерона в том, что он тонко чувствует малейшую экранную фальш. И этот дар родом из детства. Он всё ещё ребёнок, когда снимает кино. И в том, что ему всегда удаётся собрать вокруг себя не просто команду профессионалов, чётко знающих своё дело, а БРАТСТВО КИНО! Это важно, именно Братство, единых по духу людей может творить, как единый организм. И результат - подлинное киноискусство! Настоящее кино делают не профессиональные кадры, нанятые по контракту, а люди, способные растворяться в идее. Кемерон как продюсер всегда умел создать такое вот Братство, заразить всех духом и идеей, способной привести к желаемому конечному результату. Немаловажно и то, что кино требует постоянной практики для всех его создателей. Остановка в этом процессе, простой - это утрата навыков, тонких связей с профессией и друг с другом внутри процесса. Именно поэтому Российский кинематограф не может уже 20 лет выкарабкаться из пропасти забвения и тотальной череды неудач. Ставка у нас делается на то, чтобы собрать киногруппу, а о братстве все уже давно забыли со времён великого кинематографа СССР.

Кемерон очень дотошен и придирчив к самому себе и всем членам съёмочной группы. Порой сам берёт камеру и снимает так, как видит он, как должен увидеть зритель в кинозале - это одно и тоже. Вот такая незримая связь с будущим зрителем и выделяет Кемерона среди десятков других известных кинопродюсеров. Эта ниточка не прерывается от момента замысла до последних этапов производства и постпроизводства любого фильма этого режиссёра. Это безусловно дар, его нельзя воспитать, ему нельзя как-то научить. Именно эта связь со всеми, кто придёт в кино позволяет угадать, прочувствовать наперёд, что мы с вами будем ощущать, как переживать, как реагировать на то, что в кадре.


Технология

Что касается художественности «Аватара», то это, безусловно, талантливая работа огромного числа людей, объединённых одним духом. Это они придумали Пандору, это они стали её родителями и творцами всего сущего.






Самые эффектные придумки фильма растащят на игры, цитаты, образы на долгие годы вперёд. Вероятность того, что выйдет «Аватар-2» очень велика. Точнее, если кассовые сборы покажут эффективность идеи, то её непременно продублируют вторым фильмом, на худой конец - телевизионным сериалом.


Стерео

Вот здесь кроется краеугольная проблема всего современного стереокино. И Кемерону в Аватаре не удалось избежать проблем "роста" в стереокино, которые возникают вновь и вновь с каждым новым витком развития кинотеатрального коммерческого показа стерео или как его теперь называют - 3D кино. В Аватаре то, что снято в реальности резко контрастирует с тем, что сделано в компьютере. Реальные планы вызывают порой стереоскопический дискомфорт от завышенных параллаксов и от неумелой стереографии. А стереопары, созданные в компьютере, особенно общие планы страдают малой глубиной стереопространства. В Аватере вообще эффект 3D маловыразителен, вследствие этого возможности объёмного кино использованы откровенно слабо. Видна полная беспомощность стереографов Аватара в умении грамотно и со знанием дела использовать широкий арсенал пластических средств стереокино, которые, кстати недоступны в обычном кинематографе. Создатели Аватара обделили зрителя, используя объём как новое технологическое средство и только. Панорамные планы Пандоры откровенно неудачны в плане стереоскопичности. Дух не захватывает. Это непрофессионализм стереографов, если таковые вообще имелись на проекте. Специалистам известно, как подчеркнуть заэкранную глубину на общих планах. Надо просто поместить хоть что-то либо на нулевом параллаксе – плоскости экранного полотна, либо в зальном пространстве, но недалеко от полотна экрана. Когда пошли финальные титры на фоне общих планов Пандоры, то вот здесь глубина пространства, ощущение полёта, какое и должно было быть в самом фильме - оно появилось. Титры дали "точку опоры"  для глаза и мозг смог понять, насколько глубоко уходит вдаль перспектива, относительно экранного полотна. Ну а об отжимающем действии рамки экрана и говорить не хочется – везде сплошь и рядом этот дефект, допущенный стереографами, имел место быть. Вот копьё выходит за пределы экрана в зал, но мельком, как бы невзначай и тут же касается верхней рамки кадра. Стереоэффект выхода пропадает. Такое впечатление, что всё, что выходило в зал - было совершенно случайно даже для самих художников аниматоров. Оно и немудрено, ведь пока нет достаточного опыта, да и знаний в области съёмок стереокино. А грамотных специалистов стереографов так вообще в мире единицы... Вообще фильм напрочь лишён главного достоинства стереокино – размещения объектов в зальном пространстве, вблизи зрителя. В аттракционах этими эффектами утомляли зрение зрителям. В «Аватаре» их вообще не было! Перебдели господа! А несколько раз по самому характеру сюжета такие кратковременные выпады в зал были бы очень кстати! Побоялись, а может просто не понимали как это сделать? Вот в советском стереокино были моменты, когда зрители явно видели, что по залу летают бабочки или плавают рыбки. Американцам слабо? Видимо да. Точнее, американцы всегда плохо снимали стереокино. Но у них есть у кого этому поучиться.


Про нас

Сами же американцы в 1991 году вручили советской системе стереокино премию «Оскар» за технические достижения в области объёмного кино, признав технологию съёмки и показа стереофильмов «Стерео-70» одной из лучших в мире, несмотря на наличие своей собственной технологии двухкамерной стересъёмки.






Российская 3D камера системы "Стерео-70"

Но если кто-то полагает, что сейчас в России некому снимать стереокино, тот сильно ошибается! Страна полна талантами во всех сферах. У нас есть технологии, есть потрясающие пласты неэкранизованной литературы всех жанров, на любой вкус! Но у финансовых потоков стоят откровенные враги России. Иначе не скажешь, ибо за 19 лет реформ мы так и не приблизились даже к уровню жизни в доперестроечном СССР. Но мы сами же своими руками потом все эти достижения угробили вместе со страной. Но по сей день нет в мире такой камеры, как российская стереокамера, которая пока вне всякой конкуренции с тем, что предлагает запад. У них двухкамерная сложнейшая и громоздкая установка, у нас – одна камера, простая, удобная, надёжная. Но нет пророка в своём отечестве, как всегда мы преклоняемся перед сомнительными достижениями запада и в грошь не ставим свои изобретения и таланты. Вот в чём наша проблема. Разруха не в туалетах, а в головах! И прежде всего тех, кто принимает решения о судьбе кинематографа в России, в том числе и объёмного.

Андрей Тарковский в далёкие 70-е сказал – будущее кино только за голографией! Ох, если б он дожил до сегодняшнего дня, какие бы стереофильмы под его режиссёрским и человеческим гением мы и весь мир смогли бы увидеть! А может это были бы уже и голографические фильмы, где зритель видит не иллюзию, создаваемую в мозге человека, а оптическую реально существующую пространственную картину без всяких очков! И эти технологии у нас есть, пока только у нас и нигде более!

Ещё справка: в 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма. Это реалистичное объёмное кино без всяких очков, где предметы столь достоверны, что их можно оглядеть со стороны. Это по сей день не смог больше повторить НИКТО в мире! www.nikfi.ru/works Но разработкам этим в нашей стране ход не дают.

А пока нас будут кормить голливудским продуктом, сдобренном технологиями, финансами, агрессивной экспансией американского образа жизни, в котором своё будущее этот народ видит исключительно в апокалиптических тонах. Что ж, каждому, как говорится своё… Но нас то зачем тащить в бездну?