Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

3D кинематограф – исторический шанс для России вернуть статус великой кинодержавы

Стереокино или в американской терминологии 3D кинематограф - вновь на авансцене коммерческого театрального кинопоказа. И возможным это стало с приходом цифровых технологий как при создании стереофильмов, так и их проекции на качественно новом уровне.

Однако сделано всё это не в России, инициатива нам не принадлежит. И тут для нас есть два пути: 


1. Кинопредприниматели и художники делают ставку на технологии съёмки, школу современного американского стереокино и анимации и пользуют, копируют не только сам технологический процесс, но и ментальные модели американского коммерческого кинопродукта;

2. Мы берём лучшее в технологии, кинопроцессе от американцев, но пересаживаем на нашу отечественную школу кино и стереокино в частности, особенно в сфере творчества и выбора сюжетов, жанров  будущих стереофильмов, конкурируя таким образом с однообразным безальтернативным американским кинопродуктом, по-сути являющимся очаровательной пустотой. 

Государство в лице попечительского совета правительственного Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии определилось в своём выборе – восьми продюсерским центрам на год выделено по 250 миллионов рублей: 

«Тритэ» Леонида Верещагина и Никиты Михалкова
«Централ Партнершип» Рубена Дишдишяна
«Базелевс» Тимура Бекмамбетова
«Art Pictures» Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского
«СТВ» Сергея Сельянова
«Дирекция кино» Анатолия Максимова
«Профит» Игоря Толстунова
«Рекун Фильм» Валерия Тодоровского 

Таким образом, вполне ясно, куда теперь идти продюсерам с идеями относительно создания отечественного стереофильма.

Однако, вернувшись к свершившимся реалиям кинопроизводства, вспомним фильм «Книга мастеров», на создание которого было затрачено около 260 миллионов рублей, и он показал как уродливо и творчески беспомощно выглядит попытка адаптировать русскую культурную основу в виде народного сказочного фолклёра под жанр ожившего американского кинокомикса. Фильм вызывает ещё большее неприятие, так как продюсеры привлекли лучших российских актёров советской киношколы, но даже их харизма не помогла скрыть явного провала идеи.

Американцы указкой Кемерона и других успешных кинопредпринимателей взяли курс на перевод в стереоформат уже отснятых моно кинофильмов, как новых так и старых, причём без учёта требований и специфики стереокино, а также сделали основную ставку на технологии анимации оперативного рендеринга и захвата движения Motion Builder – определив, таким образом, главный вектор развития коммерческого стереокино в направлении мультипликации.

Именно поэтому у России появился редкий и удачный шанс показать, что возможности традиционного стерекино далеко не исчерпаны, а напротив почти никем не использованы как в прошлом, так и в настоящем.

Российским кинопродюсерам, собирающимся снимать стереокино, нужно сделать ставку на съёмку живой натуры, используя уникальный опыт отечественного стереокино и технологий «Стерео-70», удостоенной премии «Оскар» в 1991 году. Эта ремарка для тех, кто всё же не признаёт пророка в своём отечестве.

Я скажу так: если отечественный стереофильм-ревью «Парад аттракционов», снятый на 65мм киноплёнку ещё сохранился в исходниках, то отреставрировав и переформатировав его в цифровой кинотеатральный формат, показать с соответствующей широкой рекламной компанией в современных 3D залах, то «Аватар» с его чисто технологическим объёмом будет выглядеть очень бледно и зрители это, безусловно поймут, погрузившись в мир этого киношедевра российского производства. А если вернуть вторую жизнь старому стереофильму невозможно, то тот, кто сделает качественный ремейк этой отечественной картины, на современной базе, обеспечит себе имя, славу и финансовое процветание в Российском стереокино навсегда! Если кто видел отечественные стереофильмы, понимают - о чём я говорю. Ведь повторить тот ошеломляющий стереоэффект, приближающийся по своему воздействию на зрителя к возможностям голографии, в мире не удалось более никому! Таких кадров выхода изображения в зальное пространство и не утомляющих глаза – не повторил в стереокино более никто! И это российский опыт, он не утерян, есть ещё специалисты, есть НИКФИ, где эти люди работают, есть наши технологии и наша – лучшая в мире базовая школа технологии съёмки стереокино. Это убедительно показывает экран, даже в том плачевном техническом состоянии этих картин, в каком они до нас дошли.

Отвергнуть это, забыть, пав ниц перед американским коммерческим стереокино, копируя его с маниакальным упрямством, мы уподобляемся отсталым племенам на забытых всеми островах, вокруг которых кипит цивилизация. Что стало с нами за эти 20 лет? Почему мы так уничижаем нашу культуру, наши достижения, наш результативный опыт и априорно падаем ниц перед любым выкидышем западной культуры?

Неужели нашим чиновникам, деятелям культуры, кинопродюсерам непонятно, что копируя что-то совершенно бездумно, мы никогда не станем этим, что копируем. А продукт этот никогда не будет таким же востребованным, так как ценится первоисточник, а не его подделка, ценится индивидуальность, новизна, а не очередной уродливый слепок как в прикладном плане, так в духовном, так и в коммерческом. А новое, это хорошо забытое старое – наше с вами уникальное достояние: школа отечественного стереокинематографа. Нам надо снимать свои стереофильмы на реальной натуре, забыть про анимацию, она убога и примитивна в нашем исполнении. Но даже и в американском солидно поднадоела!

Надо сыграть на этом! Если в России в самое ближайшее время будет снято 3-4 достойных стереофильма в традиционной отечественной киношколе, если это будет наша история, наш родной, а не пришлый язык кино, если это будет добрая, позитивная «сказка», не в буквальном, а в образном смысле – без чернухи, без сорок пятого варианта вселенского апокалипсиса или сверхчеловека, без неоправданной ничем жестокости, крови и насилия на экране, а с тем, что при выходе из кинозала вызывает взрыв эмоций к жизни, созиданию, творчеству, позитивному настрою человека - то мы неизмеримо выиграем, ибо зритель давно ждёт такое кино. И это будет безошибочный выбор в любом из аспектов, в том числе и коммерческом.

Если кинопроизводители в России это не чувствуют, не понимают, не осознают, то они занимаются не своим делом, они – аутсайдеры! Ибо время им это быстро покажет. И не нужно говорить, что в России нет идей, достойных к воплощению, нет тех, кто это сможет воплотить – это ложь! Всё есть, надо только дать этим людям возможности и условия себя проявить! А вот это уже задача государства, а иначе, зачем тогда оно вообще надо? Мы что, строим корпоративное государство? Нет, ведь мы же строим социальное, направленное на личность, на интересы человека государство, так надо призвать тех, кто от имени государства определяет пути и векторы развития сделать внятный и чёткий выбор и определиться с приоритетами, начать действовать, в конце концов, а не совещаться годами и десятилетиями, говорить и забалтывать всё. Действовать! Пора посмотреть и на пенсионный возраст некоторых чиновников от кино – пора проводить их на заслуженный отдых, ибо годами они камнем лежат на источнике и ничего не происходит! Точнее происходит, но со знаком минус: разваливается то живое, что ещё уцелело после так называемых реформ в кино, больше похожих на истребление национального кинематографа! Кстати, никто приватизации региональных киностудий, снимающих документальное кино,  не отменял. Но зачем это делать, какова конечная цель всего этого процесса, кому это надо и как будет работать всё потом - не ясно по сей день.

Вот чего не отнять у американцев – так это их решимости к действиям и молниеносной адекватной реакцией на запросы общества, в том числе и в коммерческом плане! Вот тут надо и не грех поучиться и нам, всем – как творцам, так и непосредственно тем, от кого зависит в стране многое.

В противном случае все наши благородные и достойные собрания в разных форматах – пустая трата времени, средств и бесполезное сотрясание воздуха – а ради чего? Если мы станем как дикари, сломя голову, в стереокино фанатично раскрашивать себя в цвета американского флага, думая, что после этого заживём как в сказке, то наша участь не завидна, ибо максимум на что мы можем рассчитывать в такой ситуации – снисходительную улыбку со стороны оригинала – мол, молодец, Мухтар, хоть ты и не человек, но службу несёшь хорошо!

Если в российском прокате появятся оригинальные отечественные стереофильмы, снятые на реальной натуре, на уникальной культурной и технологической российской основе и киношколе, а не жалкая пародия на американскую анимацию или очередная «Книга мастеров», то зрители станут делать выбор в эту сторону, в пользу отечественного стереокино. Деньги в полном объёме останутся у нас, а не уйдут в кошельки голливудских кинопредпринимателей. Так как это должно быть ярче, талантливее, умнее, понятнее, человечнее, ближе нам по духу, нам родившимся и живущими в России, где веками жили наши предки, где земля эта полита кровью и потом трудом многих поколений, чтобы мы имели возможность сегодня жить в уникальной и великой стране мира!

Если всё же ставка будет сделана на копирование американского пути в стереокино – это станет последним роковым решением, которое навсегда похоронит российский национальный кинематограф и нашу культурную независимость как страны.

Есть ещё и морально-этический, психологический аспект в выборе сюжетов для будущих стереофильмов, есть нравственная ответственность художника, который берётся снимать объёмное кино. Если вспомнить «Пункт назначения -4», а также 3D версия фильма "Пила", снятые в стереоформате, то у здравомыслящего человека возникает вопрос: могут ли беспрепятственно к процессу создания стереофильмов допускаться психически нездоровые люди? Винс Пэйс, в частности - как оператор-постановщик "Пункта назначения-4" - этой омерзительной поделки с натуралистичными кровавыми подробностями, где сам сюжет построен на абсолютно бессмысленной и неоправданной жестокости и насилии, снятом в объёме? Здоровы ли все эти деятели команды Глена Макферсона, Кевина Гротерта, которые состряпали это? "Пила" в 3D - людей разрывали на части, резали, выкалывали глаза, вырывали челюсти, зажаривали живьём на огне... Всё это детально, натуралистично, смакуя мельчайшие подробности этой кровавой и ничем не оправданной жестокой, садистско-звериной человеческой бойни, преподносимой зрителю в объёме! А к просмотру допускались и дети. Никких предупреждений на кассе и ограничений!  А там психика и у здорового взрослого человека может не выдержать от всего увиденного. И мы после этого удивляемся - почему и откуда среди подростком и молодёжи такая жестокость, откуда все эти жестокие и хладнокровные преступления в нашей реальности? Неужели и всё это мы слепо будем всячески восхвалять и преклоняться перед подобными "творцами" из-за океана?! А перед кем, чем и во имя чего, во имя каких целей - об этом мы задумывались?

Влияние кино чрезвычайно велико на умы людей, а стереокино ещё больше, а от того в чьих руках оно окажется, тот и будет задавать культурный код нации на многие поколения вперёд, а это уже не просто новый аттракцион – это бескровный способ подчинения и порабощения одних наций другими. Утрата национальной культуры в кино приведёт к утрате суверенитета страны рано или поздно. Многие философы и культурологи отмечают роковую роль предперестроечного и перестроечного кинематографа в том, что СССР был относительно бескровно повержен, ибо воздействие киноэкрана на умы было и остаётся чрезвычайно сильным.

Но есть масса попутных вопросов, которые надо решать, иначе самый замечательный фильм будет просто негде увидеть. В стране всего-то около 2000 действующих  кинотеатров, а с показом стерео около 200, это катастрофически мало, для возврата средств и появления прибыли. Вот тут надо придумать вариант такого кинокомплекса, чтобы он был доступен, мобилен для малого частного бизнеса в сфере кинопроката. Сфера охвата – от малых городов, посёлков, сельских клубов, как в стационарном, так и в передвижном плане.

Все технологии есть, частично в России, частично и западные нужно использовать, чтобы всё это соединить в работоспособный кинокомплекс современного формата стереокино на зал до 100 мест и стоимостью не более 700-800 тысяч рублей. Это вполне возможно, ибо есть уже и люди, создавшие отечественно программное обеспечение и сервера на базе доступных компьютеров - в институте цифрового кинематографа
Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. А вот это уже частная инициатива, собрать эти идеи в единое целое и поставлять такое оборудование под ключ.

Уверен, что найдётся масса предпринимателей, готовых заняться кинопрокатом, но пока это удел лишь крупных мегаполисов, где едва по одному – два зала есть. А на селе что нет жителей? А в малых городах? Это же потенциально значимый сектор рынка стерокино. Но там не будет кино, пока это оборудование стоит несколько миллионов. А на регулярной основе оно во многих местах и не нужно, зачем его делать стационарным, если будет возможность перевозить от маленького посёлка к посёлку, как это и было в советский период.